search
top

О чем говорят фрески Крита

Крит (2)Фото № 1. Общий вид Кносского дворца. Современная реконструкция

Кносс (греч. Κνωσός, лат. Cnossus) – древний город, расположенный на северном берегу острова Крит, около современного города Ираклиона. Главной достопримечательностью города является Кносский дворец – древнейший археологический памятник, самое большое архитектурное сооружение Минойского периода. Кносский дворец является ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев. Первый дворец-храм в Кноссе был построен около 2000–1700 г. до н. э. на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Дворец был разрушен землетрясением около 1700 г. до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени. Период 1700–1450 гг. до н. э. – время высочайшего расцвета Минойской цивилизации и особенно города Кносса. После сильнейшего землетрясения, которое произошло между 1628 и 1500 г. до н. э. и вследствие мощного извержения вулкана на острове Санторин, дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём, в это же время пожары, причина которых до настоящего времени не ясна, уничтожили и другие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городом-государством вплоть до ранневизантийского периода.

Крит_2

Фото № 2. Внутренний вид царского зала Кносского дворца. Современная реконструкция

Остров Фера

В ходе многолетних раскопок археологи открыли на острове Фера, который находится недалеко от острова Крит, город Акротири, современный дворцам Крита. В домах погибшего от извержения вулкана города сохранились прекрасные настенные росписи. Нарисованные на штукатурке геометрические и растительные мотивы, фигуры людей и животных украшали общественные здания и частные дома. Изображения изящно одетых женщин послужили поводом для названия одного из домов Святилищем дам. В этих фресках покоряет подчеркнутая элегантность и пластичность жестов красивых женщин. Движения плавны и медлительны. Женщины грациозно протягивают руки или медленно шествуют, совершая ритуальные действа. Изображенные почти в натуральный рост, они как бы незримо присутствуют в помещении.

Крит_3

Фото № 3. Жрица с фимиатерием [1]. Фреска из Святилища дам, остров Фера

В Святилище крокусов [2] (так называли самый южный особняк, стоящий близ моря на острове Фера) совершался главный обряд-мистерия, посвященный чествованию бога Рода. Священная процессия, воспроизводившая ход солнечного светила, заканчивала в нем свой путь. Почти все росписи Святилища крокусов посвящены теме срывания крокусов, которые являлись жертвенным приношением великой богине и богу Роду.

Крит_4

Фото № 4. Девушки, срывающие крокусы. Фреска из Святилища крокусов, остров Фера

Город Фест

Фест (греч. Φαιστός) – древний город на острове Крит, с начала II тысячелетия до н.э. Фест становится одним из крупнейших центров Минойской цивилизации. Древнейшие поселения относятся к IV тысячелетию до н.э. В позднем неолите, примерно в 4000 г. до н. э. плато Месара и холм Фест были заселены. Первые обнаруженные здесь раннеминойские артефакты, датируются 3000 г. до н.э. По преданиям, город Фест был основан Миносом, название своё получил позднее в честь сына (или внука) Геракла – героя Феста, убитого Идоменеем, внуком Миноса. Первым царём Феста, согласно легендам, был Радамант, брат Миноса. Согласно Гомеру, жители города принимали участие в Троянской войне во времена владычества Идоменея. Первый дворец в Фесте появился в период (1900–1700 гг. до н. э.), с расцветом Минойской культуры. Археологи датируют его 1900–1850 годами до н. э. В это время Фест по своей значимости для минойского мира, по крайней мере, не уступал Кноссу. Первый раз Дворец был разрушен в 1700 г. до н. э. в результате крупнейшего землетрясения. Единичные попытки восстановления дворца в XVII в. до н. э. не увенчались успехом. Новый период минойской истории продолжался примерно с 1700 по 1430 гг. до н. э. После извержения вулкана на острове Санторин между 1628 и 1500 гг. до н. э. и последовавшего мощнейшего землетрясения дворец в очередной раз был разрушен. Пожар 1450 г. до н. э. уничтожил Фестский дворец окончательно, как и другие дворцы Крита. До настоящего времени точная причина пожаров в 1450 г. до н. э. не установлена. После пожара 1450 г. до н. э. дворец не восстанавливали. В это же время начался закат минойской цивилизации. Современные учёные связывают это с массовым исходом минойцев с Крита. В 1450–1425 гг. до н. э. остров был захвачен микенскими греками. Фест, как господствующий город южного Крита, был основной целью наступления ахейцев. Примерно с 1000 года до н. э. Микенская культура постепенно стала приходить в упадок. Руины Фестского дворца занимают площадь 8,400 м², по своим размерам дворец уступал только дворцу в Кноссе. Первые раскопки в Фесте были проведены в 1900 г. под руководством Федерико Хальберра и Луиджи Пернье. С 1952 г. раскопки в Фесте проводил Доро Леви, который исследовал, в первую очередь, старый дворец и окрестности города.

Культурное наследие Крита

Исключительную ценность наследия великой культуры Крита представляют фрагменты сохранившихся фресок внутренних помещений дворца в Кноссе, Фесте и в «Святилище крокусов»на острове Фера. Многие фрески фактически сохранили свой первозданный вид. Однако, большая часть росписей очень сильно пострадали в время древнего землетрясения, поэтому реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить, насколько это было возможно, красочный слой. Художники не всегда корректно наносили пигментную краску, что повлекло к искажению первичной цветовой гаммы на некоторых фресках. Например, ростовой портрет кносского царя-жреца подвергся сильному цветовому искажению. Современный краситель, нанесенный на тело фигуры, имеет тяжелый кирпичный цвет, совершенно не сопоставимый с подлинным колоритом древней критской живописи. Фрески Крита имеют исключительное свойство – они написаны «светом и воздухом», легки и прозрачны. А после такой «реставрации» некоторые жанровые сцены дворцовых росписей «погасли», превратились в простое скопление фигур, крепко замазанных инородной краской.

Чтобы понять, чья религиозная культура была распространена на острове Крит и ближайших к нему островах, необходимо рассмотреть изображения, которые сохранили свой первозданный красочный слой. При внимательном исследовании можно увидеть тайные надписи. Для начала рассмотрим самое известное изображение девушки, собирающей священный шафран.

Крит_5

Фото № 5. Девушка, срывающая шафран. Фрагмент. Фреска из Святилища крокусов, остров Фера

На переднем плане фрески видно, что верхняя часть платья (багряного цвета) имеет неоднородный цвет ткани, что говорит о том, что светлые и темные части материала могут составлять надписи и изображения. Действительно, передний левый рукав платья, если смотреть снизу вверх имеет надпись: РОД, а на спине имеются крупные буквы: РОД и две головы волчицы – большая и малая. На правом рукаве, на внутренный части, виден лик льва и поверх изображения надпись: РОД. Лицо и головной убор представляют собой сложную композицию тайных изображений и посвящений. На лбу, в золотом ободочке головного убора, вписано слово: МАРА. От подбородка к уху: РОД, чуть выше и крупнее в накладку надписи РОД записано: МИР и еще крупнее от носа к глазу буква Р, по направлению к уху идут буквы: У-С-Ь, т.е. РУСЬ. Над веком дугообразно записано: МАРА. От виска влево, вдоль нижней части глаза Мары, виден еще один нераскрашенный человеческий глаз, чуть левее от него видна переносица, губы, подбородок. Получается, на основное красочного изображения наложено другое, имеющее «графическую» прорисовку. Этот рисунок представляет собой профиль пожилой женщины.

Можно предположить, что данная жрица русской богини Мары являлась в своей касте главной и старшей, не смотря на свой молодой возраст. Вписанный внутри лица жрицы старческий образ, вероятно, свидетельствует о её пожизненом статусе, как главной посвященной жрицы. От носа под глазом процарапана уникальная надпись на русском языке, поясняющая, кто именно изображен здесь: Я ДАНАЯ. А от носа, почти перпендикулярно нижней части подбородка: МАРА. Сквозь века, благодаря этой подписи, сделаной на этом образе, мы имеем возможность точно узнать её имя.

Во все времена женщины не могли отказать себе в дополнительных украшениях, и на этой фреске мы находим тому подтверждение. В носу вставлено два украшения, серебрянное колечко, а под носом, над верхней губой, вставлена жемчужина. К уху подвешано большое кольцо из сплава бардового цвета, по ободку которого идёт надпись: МИР РОДА. От нижней части горла к спине серым цветом подписано: МАРА.

Но на этом повествование такой уникальной «древней книги-фрески» не заканчивается… Если повернуть фото направо, то на спине видна масса надписей и изображений. Начнем с рукавов платья. Верхний правый рукав образует щит с изображением ЯРА-СОЛНЦА. Очень хорошо виден антропоморфный образ Яра, от которого в разные стороны, подобно букве Х, идут четыре луча, которые образуют четыре надписи священного имени бога ЯРА. На левом рукаве видны два лика. Первый – лицо молодой девушки, кокетливо обратившей свой взор в сторону зрителя, а, если посмотреть чуть левее и верх, где синий обвод платья образует острый угол, видны волчьи уши, ниже проявляется волчья голова, обращенная к зрителю. Значит, здесь изображена МАРА и ее зооморфный лик – волчица. Древние художники, руководимые волхвами, очень умело использовали различные эффекты. Данная фреска как раз и показывает это.

Сегодня мы называем такое восприятие цветовой гаммы эффектом Рабкина в честь знаменитого офтальмолога, который в своё время создал специальные изохроматические таблицы [3] для проверки качества зрения. Для большей убедительности приведем несколько примеров из этой таблицы, чтобы никто не упрекнул нас в выдумывании зашифрованных написей. Надеемся, что читатели дополнительно сами внимательно изучат древние изображения, чтобы окончательно убедиться в наличии посвятительных написей.

Таблица

Фото № 6. Таблица полихроматическая Е.Б. Рабкина для проверки дальтонизма (цветоощущения)

 

Крит_6

5 а

Девушка, срывающая шафран, из Святилища крокусов. Здесь для удобства представлены небольшие фрагменты фрески, чтобы можно было детально рассмотреть криптографические образы и надписи

На фото № 5 а – поясное изображение Мары в высоком кокошнике, на плечах у неё богатая подвеса, как у египетских цариц.

5б

5 б

На фото № 5 б – «играющее лицо» Мары-волчицы. На нас смотрит молодая девушка. Но если смотреть от угла синего канта платья, проявляется волчица.

5в

 5 в

На фото № 5 в – поясное изображение Мары, обращённой лицом влево. На правой руке она держит обнаженного младенца. На голове у нее малый кокошник, на шее – гривна. Под грудью надпись: МАРА.

5г

5 г

На фото № 5 г на правом рукаве платья очень хорошо видно изображение круглого солнца, внутри которого вписан мужской лик ЯРА. От ЯРА-СОЛНЦА исходят четыре широких луча, внутри которых вписано четырежды имя бога ЯРА.

5д

5 д

На фото № 5 д – молящаяся Мара, которая стоит на коленях, положив руки на жертвенник. Ее лицо обращено ввысь, к небу.

5е

5 е

На фото № 5 е – лобовая часть головы и область темени: на лбу виден зооморфный лик бога РОДА – ТУР (бык). Бровь и челка (прядь волос, выпавшая из-под шапочки) образуют рога, а золотой обручь головного убора – царскую корону.

5ж

5 ж

На фото № 5 ж – затыльная часть головы: внутри шапочки виден орнитоморфный лик бога ЯРА – СОКОЛ. Голова птицы обращена в левую сторону.

5з

5 з

 

5и

5 е

Девушка, срывающая шафран, из Святилища крокусов. Здесь для удобства представлены небольшие фрагменты фрески, чтобы можно было детально рассмотреть криптографические образы и надписи

На фото № 5 б – «играющее лицо» Мары-волчицы. На нас смотрит молодая девушка. Но если смотреть от угла синего канта платья, проявляется волчица.

На фото № 5 в – поясное изображение Мары, обращённой лицом влево. На правой руке она держит обнаженного младенца. На голове у нее малый кокошник, на шее – гривна. Под грудью надпись: МАРА.

На фото № 5 г на правом рукаве платья очень хорошо видно изображение круглого солнца, внутри которого вписан мужской лик ЯРА. От ЯРА-СОЛНЦА исходят четыре широких луча, внутри которых вписано четырежды имя бога ЯРА.

На фото № 5 д – молящаяся Мара, которая стоит на коленях, положив руки на жертвенник. Ее лицо обращено ввысь, к небу.

На фото № 5 е – лобовая часть головы и область темени: на лбу виден зооморфный лик бога РОДА – ТУР (бык). Бровь и челка (прядь волос, выпавшая из-под шапочки) образуют рога, а золотой обручь головного убора – царскую корону.

На фото № 5 ж – затыльная часть головы: внутри шапочки виден орнитоморфный лик бога ЯРА – СОКОЛ. Голова птицы обращена в левую сторону.

На фото № 5 з под глазом главного образа Мары виден другой, тайный образ, на котором изображена пожилая жрица, смотрящая в левую сторону. Под её глазом процарапана буква Х, от которой вправо идут следующие буквы: Р-А-М, у подбородка помещена буква Р, на носу – О, глазница образует букву Д, на виске видна буква А. Вниз от кончика носа наискосок процарапана мелкая надпись: МАРА. Вдоль нижней челюсти к уху видна процарапанная надпись: ДАНАЯ. На довольно малом участке фрески сконцентрирована объёмная и уникальная информация: ХРАМ РОДА, МАРА ДАНАЯ. Благодаря этой криптографической записи, можно точно узнать, кто изображен на фреске. Перед нами изображена жрица МАРЫ по имени ДАНАЯ, совершающая свое служение в ХРАМЕ верховного древнерусского бога РОДА.

На фото № 5 е видна кисть левой руки ДАНАИ, над её ладонью дугообразно коричневой краской написано её имя, только уже с прибавлением личного местоимения: Я ДАНАЯ.

Крит_7

Фото № 4 Девушки, срывающие шафран. Фреска из Святилища крокусов, остров Фера

На фото № 4 представлена фреска из Святилища крокусов. Справа собирает крокусы верховная жрица по имени Даная. Свидетельством её власти является большое количество священных надписей и изображений, которые находятся на ней, а также другая, «помогающая» ей жрица, которая смотрит на Данаю и внимательно слушает её наставления. У «служебной» жрицы почти отсутствуют надписи. Существующие на ней надписи несут самую общую информацию: МИР РОДА и МИР ЯРА. В нижней части картины в «фантастическое поле цветов» вписана большая тайная надпись: МИР РОДА. Если фреску повернуть налево, перед нами появляется профиль бога РОДА, исполненный в традиционном зооморфном виде Тура (быка). Внутри пасти Тура на красном фоне вписаны следующие слова: МИР ЯРА РОДА – МИР АРИА – МИР РУСИ – АРКОНА.

Крит_8

На фото № 4-1. Девушки, срывающие шафран. Фреска из Святилища крокусов, остров Фера. Здесь выделена криптографическая надпись МИР РОДА, которая вписана в поле цветущих крокусов, а также тайное изображение бога Рода, лежащего на спине (изображенного в профиль), что указывает на «среду обитания», в котором живут народы Крита

Крит_9

На фото № 4-2. Развернутая фреска Девушек, срывающих шафран. Фреска из Святилища крокусов, остров Фера. В этом ракурсе появляется образ ТУРА (быка)

Крит_10

Фото № 7. Жрица храма Рода

 

Крит_11

Фото № 7-1. Жрица храма Рода по имени АНАРАЯ

Крит_12

Фото № 7-2. Жрица храма Рода по имени АНАРАЯ (Разворот изображения на 180 градусов)

На фото № 7 представлена известная фреска из Кносского дворца, так называемая «парижанка», как её в свое время назвал Эванс [1]. При внешней красоте и оригинальности этот образ сохранил множество криптографических подписей и образов. За жрицей, на втором плане, серо-синими красками прорисован Тур (бык). Это необычное соседство жрицы и Тура на одном изображении свидетельствует о том, что она состояла в касте жриц Рода и была одна из старших служительниц в его главном святилище.

В волосы женщины «в виде прически» вписана сакральная надпись. На фото № 11 а в районе затылка из волос выведена буква Р, в центре головы – О, на лобной части буква – Д. В совокупности вся прическа образует голову Тура (в профиль). В разных направлениях в прическе вписано: МИР ЯРА РОДА. В глазу вписан миниатюрный образ РОДА-Тура. Вертикально вдоль шеи жрицы, извиваясь, поднимается змея, голова которой видна у виска. От нижней челюсти к уху изображена голова сфинкса. Ноздри жрицы стилизованы в фантастический узор, образуя лигатуру, состоящую из четырех букв: основой является буква Х, следующие идут по кругу, как бы оплетая ее. В итоге получается слово Х-Р-А-М.

Если фото повернуть на 90 градусов, то изображения на шее принимают другой вид. На щеке жрицы виден Лев, один из зооморфных ликов бога Рода. От щеки жрицы, если смотреть вниз, появляется образ Тура, голова которого «упирается» в плечо жрицы. По телу змеи, которая изображена на шее жрицы, снизу вверх идет надпись: АНАРАЯ. Это личное имя жрицы. По телу тельца,изображенного на шее жрицы, выведена надпись: РОД.

Следовательно, и на этой фреске имеется подпись, поясняющая, кто здесь нарисован: Я АНАРАЯ (жрица храма) РОДА. На спине выведена надпись: МИР АРИЯ, на плече – РОД. На груди жрицы в качестве цветной окантовки платья изображен леопардовый полоз [2] (чья голова видна у края груди), в его тело вписана надпись: АРКОНА. Рядом на её плече и груди имеются дублирующие надписи-названия главного общеславянского святилища РОДА-СВЯТОВИДА на Арконе: МИР ЯРА АРКОНА.

Над головой жрицы Анараи в трехцветной окантовке фрески видны надписи: в синей полосе надпись: ЯРА, в красной – МАРА и в терракотовой – АНАРАЯ.

Если повернуть фреску на 180 градусов, то появляется новая группа изображений (см. фото № 11 б). Здесь Анарая смотрит в профиль, на её голове одета шапочка, подобная русской кичке, на которой написано: ЯР РОД. На голове имеются дополнительные образы и надписи. В этом ракурсе в прическе опять видна голова Тура и рядом с ней несколько миниатюрных образов жрицы. Вокруг головы жрицы дважды записано прописью её имя АНАРАЯ.

Крит_13

Фото № 8. Фреска игра с быком «Таврокатапсия»

Главными праздниками Крита были торжества, посвященные солярному божеству Яру и верховному богу-творцу мира всего живого – Роду. Одним из главных ритуалов, посвященных верховным богам, были игрища с турами (быками). На данной фреске (№ 8) изображено это действо. Прыгунами были и юноши, и девушки, их стройные, лёгкие тела различаются на фресках по цвету: мужчины изображались красновато-коричневыми, женщины – белыми. Такое цветовое «разделение полов» очень характерно для ранней фресковой живописи во всем регионе Средиземноморья и, вероятно, берёт своё начало именно в искусстве Крита. Фреска под названием «Таврокатапсия» (ταυροκαθάψια) [1] написана около 1500 г. до н. э. и собрана из фрагментов нескольких росписей на ту же тему, которые шли серией друг за другом и показывали последовательные стадии прыжка животного. Игре с быком посвящены костяные фигурки, а также изображения на чеканных золотых кубках, найденных в 1888 г. в Вафио греческим археологом X. Цунтасом. Они были положены в микенскую купольную гробницу в Лаконии, где покоился безымянный вождь. На внешних стенках этих золотых сосудов идёт рельефная чеканка, рассказывающая об укрощении диких быков. На одном из сосудов изображена страшная драматическая сцена: одних укротителей бык поверг на землю рогами и растоптал, они лежат без чувств. Настигнув свою новую жертву девушку-акробатку, он подял её на рога. На другом сосуде изображена победа человека на животным – юноша сумел укротить разъяренного зверя. Во время раскопок в Кносском дворце археологами были обнаруженны стойла для быков, которые использовались в подобных игрищах. Не смотря на сильное повреждение этой фрески, и сегодня можно прочитать на ней некоторые посвятительные надписи.

Крит_14

Фото № 8-1. Фреска «Игра с быком» («Таврокатапсия»). На боку Тура видны тайные надписи: ЯР РОД МИР РОДА

Главной особенностью минойской религии, помимо поклонения верховным богам ЯРУ и РОДУ, а также богини матери-земли повелительницы зверей – МАРЕ, было почитания природы – священных рощь, источников, камней. Сакрализация природы напрямую связана с восприятием природы как живого храма верховных богов. В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, а также в кумирницах, построенных над ручьями и родниками. Такое религиозное мировоприятие исключительно свойственно древнеславянской культовой традиции. Гомер в «Одиссее», перечисляя жителей острова Крит, упомянул о пелазгах – предках многих славянских народов.

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;

Там девяносто они городов населяют великих.

Разные слышатся там языки: там находишь ахеян

С первоплеменной породой воинственных критян; киконы

Там обитают, дорийцы кудрявые, племена пеласгов,

В городе Кносе живущих [1].

 

Отголоски влияния культуры крито-минойского мира встречаюся у многих народов Европы и Азии. Минойцы старались окружить себя и свой быт различными украшениями, дома расписывали красочными фресками, используя при этом статичные узоры-зигзаги, перекрестную штриховку и другие линейные фигуры, известные по ближневосточной расписной керамике. Яркие, насыщенные цвета в минойском искусстве присутствуют в храмовой росписи и росписи дворцов. Для художественных работ приглашались самые известные в те времена живописцы. Одним из важных элементов критской культуры была керамика, неповторимая по своей форме и оригинальным росписям. Важным художественным приёмом, введенным минойцами, было изображение животных, скачущих галопом. Этот приём, столь успешно позволяющий изобразить стремительность движения, распространился отсюда в Египет, Персию, Сибирь, Китай и Японию.

Во время раскопок, которые проводились под руководством Эванса, были обнаружены «библиотеки» – масса глиняных табличках, где на так называемом критском письме были написаны различные тексты. Эта письменность оригинального происхождения, существовавшая на острове Крит во времена Минойской цивилизации в конце III – начале II тыс. до н. э., подразделяется на четыре типа: «иероглифы А» (внешний вид – чисто рисуночные знаки), «иероглифы Б» (упрощённые рисунки, развились в линейное письмо А), линейное письмо А (знаки в основном утратили сходство с рисуночным оригиналом), линейное письмо Б (дальнейшее развитие линейного письма А). Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась, состав знаков и их значения принципиальных изменений не претерпели, поэтому указанные письменности можно рассматривать как хронологические варианты одной и той же письменности – критского письма. Также на острове найдено несколько надписей особым письмом, не похожим ни на одну из вышеперечисленных – это Фестский диск и секира из Аркалохори.

Еще один вид письменности, существовавший на Крите, и который, к сожаленью, до сих пор никто не увидел или постарался не увидеть, – это множество сохранившихся надписей на РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Даже из

небольшого числа представленных в этой статье фотографий можно твердо убедиться в наличии русского письма на стенах храмов и дворцов Крита. Отметим поразительный исторический факт – величайший из всех языков мира мало изменился за прошедшие тысячелетия! Пусть читатель не удивляется такому факту. На острове Крит проживало компактно множество народов Средиземноморья, в том числе и наши с вами далекие предки, которые сохранили и передали нам великое сокровище – первоязык (η αρχαιότερη γλώσσα στον κόσμο) древних людей, и, этот язык РУССКИЙ. Обнаруженные на острове Крите криптографические тексты на русском языке свидетельствует только об одном – древний русский язык не был языком улицы и рынка, а был ЯЗЫКОМ ЖРЕЦОВ, НА КОТОРОМ ДЕЛАЛИСЬ ТАЙНЫЕ ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ, СОВЕРШАЛИСЬ МОЛИТВЫ И СЛУЖЕНИЯ ВЕРХОВНЫМ ВЕДИЧЕСКИМ БОГАМ.

Н.В. Солнцев

9.11.14

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Фимиатерий – сосуд для воскурений различных благовоний.

[2] Шафра́н (лат. Crócus) – род многолетних клубнелуковичных травянистых растений семейства Ирисовых, или Касатиковых (Iridaceae) Слово «шафран» произошло от арабского azafran (араб. الأوراق الصفراء), что может быть переведено как ‘жёлтолиственный’. Впрочем, аккадское обозначение шафрана (azupiranu) свидетельствует о том, что арабское слово было заимствовано из какого-то древнего ближневосточного языка.

[3] Изохроматические таблицы (англ. isochromatic plates) – специальные таблицы для проверки нормальности цветового зрения. На них среди пятен одного цвета размещены пятна другого цвета, подобранные с учетом требования равной яркости и насыщенности. Люди, нормально различающие цвета, воспринимают эти пятна как цифры, буквы, фигуры. Люди с нарушенным цветовым зрением не могут увидеть эти цифры, буквы и фигуры на таблицах. Существует несколько видов подобных таблиц, например, таблицы Е.Б. Рабкина // http://www.vsetabl.ru/090.htm

[4] Эванс (Evans) Артур (полн. имя Артур Джон) (1851–1941) – английский археолог, первооткрыватель критской цивилизации, руководитель раскопок Кносса на острове Крит.

[5] Леопардовый полоз (Elaphe situla) – эндемик острова Крит. Змея необычайно красива и главное, не ядовита. Возможно, именно этот вид использовали в культовых обрядах жрицы храма Рода. Уникальный экспонат, обнаруженный археологами на острове Крит, ныне хранится в археологическом музее Ираклиона, – древняя статуя богини плодородия Минойского периода, известная как богиня со змеями, держит в руках двух змей. Этот артефакт свидетельствует о применении жрицами храма Рода змей в различных мистериях и обрядах.

[6] Сходные мотивы обнаруживаются в археологических материалах Бронзового века, происходящих из Хеттского царства, Сирии, Бактрии и долины Инда. Почитание быка и бой с быком – распространённый мотив Средиземноморских культур Старой Европы.

[7] Гомер. Одиссея. СПб., 2012. XIX, 173–178. С. 298.

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.