search
top

Старая Русса

ГЕРБ СТАРАЯ РУССАВ малоизвестном широкому кругу читателей уникальном 4-х томном издании под названием «Подробная Русская Летопись от начала России до Полтавской баталии», находятся редкие исторические сведения, которые не встречаются в других русских летописных источниках. В основу этого издания была положена «Подробная Русская Летопись» и «Летописец Ефимьевскаго Монастыря». Эти летописи были случайно обнаружены в  1792 году. Спустя шесть лет, после большого кропотливого труда по подготовке к изданию, книга была выпущена в Санкт-Петербурге в издательстве И.К. Шнора. Автор подписал свой труд двумя литерами Н.Л. В этой книге, в главе «О начале Старой Руссы» описано как был основан этот город: «В лето от сотворения мира 3113, от потопа 871, прежде Рождества Христова за 2387. Великий Князь Рус по воле старшего брата своего Славена и по создании великаго града Славенска, с подручными своими, во второе лето отиде от Славенска 50 стадий к студенцу соленому, и созда тут град и нарече во имя свое Руса, а во имя жены своей Паруси, дал тамо реке текущей имя Порусья, а во имя дщери своей Полисты еще реку именовал Полисть, и оттоле новопришельцы Скифстии, какъ по именам тех Князей своих Славяна и Руса, так и по именам градов назвашася Славяна и Русы, а древним именем Скифским не повелеша им Самодержавные ихте Князи нарицатися, да созданные во имя их оные славные и первоначальные грады и поселившиеся в них народы останутся вечным воспоминанием пришесшвия их в страну сию и первого ея населения; ибо страна оная была вся пуста и по потопе никого пресельников не бысть; и сие первое пришествие и население оных стран. Великие Князи Славен и Рус в великой любви и тишине живяху и распространяся в дальные пределы и острова, подданых своих населяюще; и бысть едина власть Славена, и вси нарицахуся Славяна и Русь. И угодна бе земля пажитей и пространства ради, и разъидошася весьма пространно и прияша разныя именования. По умертвии же Великих Князей Славена и Руса бысть единоначалие, и едина власть от единаго Князя Славена неизменное поколение <…> 313 лет».[1]

В Новгородской первой летописи старшего и младшего извода приводится Сказание о Словене и Русе и городе Словенске, где сказано, что город Русса был основан потомком князя Скифа, князем Русом, братом князя Словена. Впервые в летописи Старая Русса упоминается под 1167 годом.[2] В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о времени основания города Русы, сообщается следующее: «…брат Словена, потомка Сима, правнука Иоафетова, основателя города Словенска (Новгорода), Русс, основал город Руссу в 3113 г. от сотворения мира на берегах рек Порусьи и Полисти, так названных им в честь своей жены и дочери». Это предание свидетельствует, что Старая Русса, наряду с Новгородом, принадлежит к древнейшим славянским поселениям приильменьского края. В истории Старая Русса впервые упоминается под 1066 г., когда город был разорен полоцким князем Всеславом Брячеславичем»[3]

В Большой советской энциклопедии (первое издание) об основании города Русы отмечено следующее: «Русса – один из древнейших городов. Впервые упоминается в 1066 году».[4]

Во втором издании приводятся такие сведения: «В древних памятниках письменности город назывался Русой и был одним из древнейших славянских поселений приильменского края, “пригородом” Новгорода. В летописи Руса впервые упоминается под 1167 год. В то время Руса являлась большим поселением, сосредоточенным около крепости; при раскопках обнаружены остатки древнего вала. Первое каменное здание в городе – собор Спаса, был построен в 1198».[5]

В третьем издании Большой советской энциклопедии дана очень краткая информация о времени основания города: «Русса известна с сер. 70-х годов XI века в составе Новгородской земли, в 1478 году вошла в состав Московского государства вместе с Новгородом»[6]

В Советской исторической энциклопедии даны только общие сведения по данному вопросу: «Впервые упомянут в Новгородской летописи под 1167».[7]

В Энциклопедии «Города России» в параграфе, посвященном Старой Руссе сообщается следующее: «одно из древнейших новгородских поселений (по археологическим данным его возникновение относят к X в.) Впервые упоминается в новгородской летописи, под 1167 год, как Руса».[8]

«В Славянской энциклопедии» приводятся сведения указанные в энциклопедии Брокгауза и Ефрона.[9]

Можно смело утверждать, что город Русса был основан в глубокой древности, так как об этом сообщаю две самые ранние по времени написания русские летописи – ПВЛ и Новгородская. Преподобный Нестор Летописец в ПВЛ писал о Руссе, как известном и древнем поселении. В Новгородской Летописи о Старой Руссе под 1167 г. приводятся сведения в связи с тем, что сюда было отправлено новгородское войско для отражения нападения на новгородские владения бывшего новгородского князя Святослава Ростиславовича. «Современные историки и археологи, в свете новейших исследований утверждают, о существовании Руссы задолго до указанной в вышеперечисленных энциклопедиях даты основания этого города: «…город уже существовал в 862 г., поскольку Нестор в своей Начальной летописи сообщает о нем как о чем-то известном. Первое достоверное упоминание о Старой Руссе под 1167 год приводится в Новгородской летописи в связи с тем, что сюда было отправлено новгородское войско для отражения нападения на новгородские владения бывшего новгородского князя Святослава Ростиславича. Еще раньше, в 1160 г. его под конвоем выдворили из Новгорода в Ладогу, но он бежал, и с помощью отца – смоленского князя Ростислава Мстиславича и Андрея Боголюбского снова был навязан новгородцам. В 1167 г. его опять изгоняют, но он снова с помощью своих братьев и Андрея Боголюбского пытается покорить новгородцев. Его войска по пути в Новгород сожгли Новый Торг и Луки. Святослав Ростиславич с суздальцами, смолянами и полочанами подошел к Руссе, но, узнав, что против него идут новгородские полки под командованием бывшего посадника Якуна Мирославича, отступил от Руссы. После этого Якун, уже немолодой, но опытный полководец и градоначальник, в третий раз был избран новгородским посадником. В 1169 г., Согласно В.Н. Татищеву, использовавшему недошедшие до нас летописи, под Руссой войска Андрея Боголюбского разбили отряд новгородского воеводы. В.Н. Татищев также отметил, что крепость здесь существовала <…> задолго до первого летописного известия о Старой Руссе: «Новогородцы в Русе, разломав ветхую крепость, построили новую, понеже прежних стен и стрельниц несколько сгорело, другие от древности развалились».[10] Рядом с Руссой и вдоль южного берега озера Ильмень встречается масса топонимов и гидронимов произведенным от корня «рус». Это множество названий только подтверждает факт глубокой древности и обжитости этой земли. С.Ф. Платонов (1860 — 1933) писал: «…вся местность к югу от озера Ильмень до XV в. называлась – Руса![11] Многие исследователи, начиная с В.Н. Татищева, видели в названии города Старая Русса, указание на более глубокую древность Руссы по отношению к Новгороду. Общеизвестно, что Новгород возник в X в и археологические материалы, обнаруженные на его территории только подтверждают о позднем времени основании города. Значит, сведения русских летописей сообщают нам совершенно точные известия по древнейшей отечественной истории – время основания города Руссы и Словенска Великого восходит к доисторической эпохе или, как минимум, к эпохе ранней античности. Новгород основан князем Рюриком в качестве новой столицы после разрушения Словенска, поэтому прав В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов, которые отметили позднее основание Новгорода и большую древность Руссы.

В Никаноровской летописи (XV в.), (сохранилась только в списках XVII в.) имеется сведение, относящееся к истории Старой Руссы: «В лето от сотворения света 2244-е, во второе же лето по потопе, библейский патриарх Ной разделил «всю вселенную» между своими тремя сыновьями: Симом, Хамом и Афетом. Последнему достались все западные и северные страны «даже и до полунощия». По некотором времени правнуки Афета Скиф и Зардан «всялишася во Еуксепонте» От Скифа получила свое название Великая Скифия, а среди его потомков были братья: Словен, Рус, Болгар, Коман, Истер. В лето от сотворения мира 3099-е (2409 г. до н.э.) скифские князья Словен и Рус, направились от берегов Черного моря (Понта Евксинского) и со своими соплеменниками стали искать места для поселения. Через 14 лет они достигли озера под названием Моиска, которое было переименовано ими в Илмерь, по имени их сестры Илмери. Словен основал город Словенск Великий. С этого момента прежние скифы стали именоваться по имени своего князя уже славянами. Река, на которой они поселились, получила название Волхов – по имени старшего сына Словена, а протока, которая течет из Волхова и затем впадает в него, стала именоваться Волховцом – по имени младшего сына. Одна из рек этого края, впадающая в озеро Илмерь, была названа Шелонью, по имени жены Словена. Брат Словена Рус поселился приблизительно в 50 стадиях от Словенска Великого, у соленого источника и основал город между двемя реками, и назвал его во имя свое Руса, иже и доныне имянуеться Руса Старая. Одну из рек он назвал именем своей жены Порусии, другую наименовал в честь дочери Полисты. “И ины градки многии Словен и Рус поставиша, и от того времяни по имяном князни своих и градов их начахуся звати людие сии Словяне и Руси. Братья жили между собой в любви, ’’и завладеша многими странами тамошних краев”».[12] Археологические материалы свидетельствуют, что у «соленого студенца» на месте будущей Старой Руссы в южном Приильменье люди жили уже во II тысячелетии до н.э. Геродот в «Истории» отметил, что Аполлон и его сестра Артемида прибыли в Средиземноморье с севера, из Гипербореи, и за ними по праву закрепился эпитет гиперборейских богов. Гомер написал в «Илиаде», что гиперборейские боги – Аполлон, Артемида и их мать Лето были на стороне защитников Трои – на стороне венедов или славян![13] В своих трудах по русскому язычеству академик Б.А. Рыбаков обобщил исследования ученых нескольких поколений: «от А.Н. Афанасьева и А.С.  Фаминцина до А.Ф.  Лосева и В.Я.  Проппа. У них он наследовал особое внимание к мифологии, в частности гиперборейским богам Лето, Аполлону и Артемиде».[14] Русский историк Ю.И.  Венелин  (1802 – 1839)[15]: «Гипербореи – жили по понятию древних [историков и географов] в Великороссии. Славяне – старожилы в Европе, наравне с греками и римлянами. Более того, он утверждает, что становление славянского народа как ствола ПРЕДШЕСТВОВАЛО РАЗВИТИЮ греков и латинов, как ветвей».[16] Гипербореи помещены Помпонием Мелой[17] к востоку от верхнего течения Танаиса, на северо-западе Азии (ср.: Plin. NH, IV, 89 и VI, 34 и примеч. 300). <…> «На азиатском побережье первыми живут гипербореи за аквилоном и Рифейскими горами. <…> Они (гипербореи) живут на Крайнем Севере, по ту сторону Рипейских гор, под самой Полярной звездой… День продолжается у них шесть месяцев, и столько же месяцев тянется ночь. Это поистине священная земля, солнца здесь много, и почва плодородна. Жители этой земли – справедливейшие люди, живут они дольше и счастливее, чем другие смертные. Постоянно наслаждаясь весенним досугом, они не знают войн, не раздоров. Они ревностно исполняют священные обряды и особенно почитают Аполлона».[18] Обнаружить местонахождение Гипербореи позволяет карта Птолемея  (ок. 100 — ок. 170)[19] – знаменитого географа, где он в северной части Евразии, на территории современной России, выше северной стороны Рипейских гор[20] отметил земли гипербореев (Skythae Hyperbored), а у южного подножья этих гор, берет начало река Волга, античная Ра (Rha), что соответствует исключительно только Валдайской возвышенности Северо-запада России. Также на карте Птолемея вблизи истока Волги на северо-западе расположено племя Борусков (РУССОВ), что соответствует южной границе старорусской земли Приильменья.

Карта Птолемея Tabula Asiae II выпущенная в Страсбурге в 1513 году

Карта Птолемея Tabula Asiae II выпущенная в Страсбурге в 1513 году.

Арабский ученый Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми (кон.VIII перв.пол.IX вв.н.э.) в книге أرض الكتب المصورة “Картины земли” указал даже координаты реки Ра: «Река Ра начало ее – от горы (917-918) около Д 72 20’ 60 30’(2385)»[21] Известный современный историк и славист П.В.  Тулаев, ссылаясь на античные источники, видит географическое положение Гипербореи между Балтикой и Рипейскими горами: «…Гиперборея располагаются на южном побережье Сарматского океана (Балтийского моря) между рекой Вислой и Рипейскими горами в области, которая называлась Сарматией».[22] М.В. Ломоносов отметил в своем историческом труде, что древнему миру было точно известно географическое пространство, где жили наши предки: «у Птолемея положены славяне около Великих Лук, Пскова, Старой Русы и Новгорода. Единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует и разность в том состоит, что алане общее имя целого народа, а роксалане речение, сложенное от места их обитания…, что все они ’’были просто славянским народом.’’ Понете народ Российский с народом Роксаланским есть одного имени, одного места и одного языка, то неоспоримо есть, что Российский народ имеет свое происхождением и имя от Роксалан древних».[23] Позднее взгляды Ломоносова поддерживали И. Е.  Забелин и Д. И.  Иловайский: «Не может быть никакого сомнения в том, что Рось или Русь или Роксаланы, – писал Д. И.  Иловайский, – это одно и то же название, один и тот же народ. Роксаланы иначе выговаривались Россоланы».[24] Сегодня современный исследователь получил доступ к уникальным, доселе недоступным или неизвестным материалам по древней истории, в частности, к полному корпусу географических карт Птолемея, где к удивлению можно увидеть картографические пометки с потрясающими сведениями! Ниже приводится карта под названием – «новая карта Полонии (совр. Польши) и Унгарии (совр. Венгрии)», в верхнем правом углу видно изображение реки Днепр, как западной границы государства МОСКОВИИ! Сверху вниз на карте идут подписи: «Moscovia (Московия), Russia Alba (Белая Русь), Tartaria (Тартария)!

Карта – «Tabula Poloniae et Ungariae nova descriptio» из латинского издания Географии Птолемея, Argentorari, 1513.

Карта – «Tabula Poloniae et Ungariae nova descriptio» из латинского издания Географии Птолемея, Argentorari, 1513.

Академик Б.А. Рыбаков писал о безусловном единстве понятий Великая Скифия или Великая Скуфь, о которой говорил Геродот, и восточноевропейской равниной, на которой жили праславяне: «Историческое осмысление обильного археологического материала позволяет привлечь к изучению древнего славянства те исторические письменные источники, которые до сих пор никогда к этой теме не привлекались. Анализ текста Геродота показал, что часть праславян его времени именовались у греков скифами. История знает множество примеров того, что имя одного народа распространяется на ряд других. Так произошло и со скифами, под именем которых выступали одно время славяне… Это позволяет сделать вполне определенный вывод: греческие географы вскоре после Геродота определяют размещение «Скифии» не только в знакомом Причерноморье, но и на другой стороне Европейского континента – в Прибалтике».[25] Академик В.К.  Тредьяковский (1703 – 1769)[26] считал, что слово скиф=скит является чисто русским, обозначающим перемещение с места на места, т.е. подвижный, ’’скитальческий образ жизни’’: «этноним скифы (скиθы) происходит от древнерусского слова “СКИТАНИЕ”, то есть, от свободного прехождения с места на место».[27] Очень важно отметить, такой образ жизни был проявлением первого в мире философствования! Отношение к земной жизни, как мимолетному явлению, для древних людей было сопряжено с понятием изгнанничества из небесного отечества – рая, и поэтому, вся земная жизнь была поиском небесного царства и возобновления жизни с Богом, связь с Которым, была потеряна из-за грехопадения первых людей. Эта форма философствования удивительным образом совпадает с христианским подвижничеством, выраженным в отшельничестве и хождении по святым местам. У святого апостола Павла об этом так написано в послании к Евреем: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13,14). Ольга Фёдоровна Мирошниченко пишет о славянской мудрости как главном источнике философии древнего мира: «…Славяне не уступали своим соседям в науках и искусствах, напротив того, опережали их, доказывает Геродот в 46 главе 4 книги, говоря, что, кроме Анахарсиса, он не знал ни одного великого мужа, который бы родом был не Скиф!»[28] Виноградов  А. Ю. в своем исследовании «Греческие жития апостола Андрея» отметил уникальный документальный факт показывающий первичность скифской философии. В привлеченном им большом корпусе неизвестного агиографического материала, который в силу разных причин до сего времени не был известен широкому кругу читателей, он привел беседу апостола Андрея обращенной к новокрещеным христианам: «Чада мои, скифских лжеучений избегайте, с эллинами не смешивайтесь на идольских трапезах…»[29] Знаменитый позднеантичный географ Птолемей Старший сохранил сведения об общепризнанной славе, и значимости какую имели скифы в древнем мире. Ссылаясь на Аристотеля, он в частности записал в своем труде «География»: «Аристотель говорил, что скиф ЛИД показал, как спаивать и плавить медь. Гончарный круг [придумал] скиф Анахарсис <…> и лук и стрелы изобрел Скиф. <…> Скифская колесница известна славой своих лошадей».[30]

Карта – «Tabula parva geographica Asiae VII» из латинского издания Географии Птолемея, выпущенная в Страсбурге в 1513 году.

Карта – «Tabula parva geographica Asiae VII» из латинского издания Географии Птолемея, выпущенная в Страсбурге в 1513 году.

«Tabula parva geographica Asiae VII» – эта карта представляет собой исключительное значение, здесь еще более определенно отмечено место древней Руси – Гипербореи, по сравнению с картой ««Tabula Poloniae et Ungariae nova descriptio». Этноним Skythae Hyperbored (Гиперборейские Скифы), который отмечен на карте Tabula Asiae II, выше Рипейских гор, на этом варианте карты, Птолемей более подробно отметил, кого он подразумевал под гипербореями – это МОСКОВИЯ и БЕЛАЯ РУСЬ! На карте границы Московии простираются от Днепра на западе до Уральских гор на востоке, от Скифского океана на севере и до земли саков и массагетов на юге. На этой карте имеется в центре Руси-Гипербореи подпись Colmogora region, что значит в переводе с латинского ’’страна Колмогора’’, то есть Холмогорье. В книге Н.Р. Гусевой Русский север – прародина индо-славов, совершенно убедительно обосновывается утверждение о существовании общих предков у арьев и славян в эпоху палеолита. «Об общности их проживания на древнерусской земле, в том числе и у истоков Волги; что во всех без исключения религиозных течениях присутствуют указания на то, что место нахождение рая в древних мифах прямо или косвенно связано с Северным полюсом! Сама же эпоха «арктической родины» индоариев совпала по времени с периодом последнего межледниковья, когда из-за наступившего потепления леса отошли на 300 км к северу в отличии от своей современной линии. Сам термин «индо-славы» был введен в мировую науку известным индийским ученым Р. Санкритьяяном, автором исследования «От Волги до Ганга». Несколько лет ученый преподавал индийские языки на филологическом факультете еще Ленинградского университета, постоянно обращая внимание студентов на удивительное сходство древнеиндийского литературного языка – санскрита с русским. Именно в Махабхарате впервые упомянута текущая на запад от верховьев Ганги (Волги) река Саданапру (Великий Данапр) – Днепр. Махабхарата и Ригведа упоминают народ Куру и Курукшетру. Курукшетра (дословно «Курское поле»), и именно в центре его находится город Курск, куда «Слово о полку Игореве» помещает курян – знатных воинов. Упоминается в Ригведе и воинственный народ Криви. Но латыши и литовцы так и называют всех русских – «криви», по имени соседнего с ними русского этноса кривичей, чьими городами были и Смоленск, и Полоцк, и Псков, и нынешние Тарту и Рига. Ну а как же сам этноним Русы – Русская земля? Упоминаются ли они в древних многотысячелетних текстах? Руса, Раса, Расьяне постоянно упоминаются в Ригведе и Авесте. А что касается Русской земли, то здесь дело в переводе. Земли Бхараты, лежащие по Ганге и Ямуне, на Курукшетре, назывались иначе Священной, Святой или Светлой землей, а на санскрите «Руса» и значит «светлая».[31]

Часть карты к «Географии» Птолемея, изданной в Риме в 1490 г

Часть карты к «Географии» Птолемея, изданной в Риме в 1490 г.

С.В. Жарникова в своей книге «Русский север – прародина индо-славов», собрала важный научный материал посредством которого, на примере большой близости культуры и языка русского народа и древнеиндийских традиций доказала древность и первичность славянской цивилизации: «Север действительно был для арьев священной древней прародиной, память о которой они сохранили в гимнах, молитвах, и преданиях. Проходили тысячелетия, все дальше на юг и юго-восток, на запад и юго-запад расселялись пастухи и земледельцы. Ну а Север? Неужели все арьи покинули родную землю? Вероятно нет! Вглядитесь внимательно в карту севера Восточной Европы, в названия рек, озер, населенных пунктов. Все эти названия сохраняются в том случае, если остаются люди, которые помнят их названия. В противном случае приходит новое население и называет все по-новому. На Русском Севере по сей день можно встретить названия рек, явно связанных с древнеиндийским литературным языком – санскритом и эти «названия гидронимов» объяснимы только при помощи древнего языка арьев – санскрита».[32] К Северо-западу от Валдайской возвышенности, расположены земли Старорусского края, по мнению академиков А.А. Шахматова и С.Ф. Платонова – это легендарный «остров Русов», который по тексту арабских путешественников «покрыт лесами и болотами, не здоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. «Обобщающее значение Рипейских гор как грязи, топи и болот через слово “рипа” – выгладит безукоризненно. К тому же на санскрите слово rusana (рушана)[33] значит “загрязнение»”, где связь с очень ценимой и востребованной лечебной грязью из местных соленых озерков старой Роуши также возможна».[34] Греческий историк и географ Страбон[35] писал: «…что касается Рускинона, то около него есть озеро, недалеко над морем болотистая местность с множеством соляных источников. <…>  Озеро Ильмень еще в ХV веке иногда называлось ’’руcским морем”, то и в наши дни уберегли свои названия два одноимённых озера, одно из которых “Русское” расположено на территории национального парка “Валдайский” вблизи озера Велье, а другое “Русское” озеро на границе Псковской и Новгородской областей рядом с государственным природным заповедником “Рдейский” и это именно то озеро “Русское”, из которого берет начало речка Порусь – приток главной старорусской Порусьи».[36] Егор Иванович Классен (1795—1862) писал о древности старорусской земли: «Старая Руса на реке Русе, существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новгородской области; следовательно, Русы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Русы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новгородской области. Они, Русы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: « и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи: (варягом-Руси) вся земля наша и пр., то есть, варягов Русов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе стоят Русы».[37] Филолог Р.А. Агеева в своей монографии “Гидронимия русского Севера-Запада как источник культурно-исторической информации” отметила следующее: «Многие другие славянские названия крупных рек и озёр также позволяют говорить о ранней славизации района: области к югу и западу от Ильменя, а также район между Чудским озером и средним течением Луги, часть бассейна реки Великой были заселены славянами с глубокой древности».[38] В начале новой эры на юге России жили россаланы, а места близ устьев Волги были заняты аорсами. Подобные названия встречаются и за пределами русских равнин. «На Памире еще до P. X. было царство скифов Roxanake (ныне область Roshan); лет за 150 до Геродота скифы из этого царства приходили воевать с мидянами. Наконец, за много веков до P. X. в Италии процветало государство этрусков, созданное древним народом, пришедшим из Азии; одна ветвь его называла себя рушами, ее путь проходил по Малой Азии в Лидию и дальше морем; другая ветвь называлась рассами или расенами; покинув (в XII веке до P.X.) свое государство – Урарту в области озера Вана – расены жили некоторое время в долине Аракса, потом на Северном Кавказе, причем часть их двинулась дальше по северным берегам Черного моря на Балканский полуостров (пелазги) и в Италию, где соединилась с рушами. Коренная основа «Руси» звучит на нашей равнине с незапамятных времен».[39] В арабских исторических и географических источниках имеется немало сведений о древних русах. Мусульманский писатель ат-Табари Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир (838-912) в книге رسل التاريخ والملوك «История посланников и царей» рассказывает, что в 644 году жил в Дербенте царь Шахриар; он сказал Абдурахману: «Я нахожусь между двумя врагами; один – хозары, а другой – русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет».[40] Античные историки и географы называли главную водную артерию Руси Волгу – Ра или Рос. Геродот называет ее Оарус. «В гимнах Риг-Веды не раз упоминается священная река Rasa, обтекающая мир. Ввиду того, что инды (синды) до своего переселения в Азию жили в южной России, есть некоторые основания предположить, что имя Rasa также относится к Волге. В землях, заселенных славянами, собственных имен, построенных на древней основе «рос», «рус», великое множество. Особенно много таких имен встречается среди названий рек; веси, расположившиеся на их берегах, также нередко принимают русское имя. На одном острове Рюгене более тридцати названий имеют в коренной основе звуки «рс»: Russewase, Rosengard, Russenfeld, Ruse, Ruskewitz, Rostock, Rostow и т.д. В «Житии Оттона Бамбергского» Рюгенская область называется Руссия. Далее на восток, в дельте Немана, его правый рукав именуется Рус; морской залив, в который впадает Неман, известен был в древности под названием Русского моря, а морской берег, прилегающей к этому заливу, еще в XV столетии именовался Русской землей. У самого устья реки Немана находится остров Рус. Названия, подобные приведенным, встречаются и близ устья Вислы: в заливе Фришгаф – Росенен, на косе Куриш – Росситен; у города Мемеля находим Руссен, Руслен, в Шаловонии – реку и город Россиены, вверх по Неману – реку Рось. В Чудском краю река Росонь соединяет Нарову с Лугою; вверх по течению Наровы есть селение Распадай и остров Русини; дальше – селения Русянец, Ростали. У впадения Меты в Ильмень-озеро протекает река Русская, у Новгорода – Порусь, далее есть город Старая Русса и село Росасна. Южнее Киева течет река Рось с притоками Роськой и Росавой. В Смоленской губернии есть город Рославль; между Десной и Окой – река Рессета, Ресса и Неруса, между Десной и Сеймом – Руса, между Окой и Доном – Рясское поле и т. д».[41] Частое применение звуков «рус» и «рос» к названиям рек, которые издавна были предметом религиозного поклонения, наводит на мысль, что славяне придавали этим коренным звукам особое, священное значение, что они выделяли их из множества других возможных имен. Гедеонов  С. А. видел особое значение архаического корня «рс», как основы появления слов имеющих понятие рода, течение воды, потока, пространства, сияние света. «В некоторых случаях звукосочетание «рус» не входит в собственное имя, но в дополнение к нему, например Неман-Рус, Волга-Рось. Такое применение слова также указывает на то, что оно имеет некий родовой смысл. «Согласно данным филологии, коренные звуки «рс» должны быть связаны с нарицательным словом, общим для арийских языков, означавшим воду или течение воды. Это слово образовало такие слова, как греческое  πορεία (течение, поток), латинское ruo (теку), rivus (ручей), германское rieseln (струиться), кельтское rus (озеро), русское «река» К этому можно добавить русское слово руслиться = течь током, стремиться ручьем, и слово русло = поток, ручей, струя. Те же согласные «рс» имеют отношение не только к воде, но и к свету; так, санскритское rue и зендское raos, обозначают сиять = splendere».[42] Двойственное значение коренных звуков «рс» в свете ведических воззрений имеет в своей основе родство между огнем и водой. «Та же мысль – живая основа культа природы – отразилась и в языке русской народной поэзии, где огонь и вода (питье) могут указывать символически на одно и то же психическое состояние, на чувство любви. С другой стороны, мы находим в народном языке слово, которое относится и к свету, и к влаге; слово это – «лелеять»; оно имеет двойной смысл: блестеть и разливаться. Применение этого двойного смысла к душевным явлениям дает идею любовности, которая и в литературном языке связана со словом «лелеять».[43] Другая сторона взаимосвязи звуков Η μοναδική ρίζα λέξη-σχηματισμός «р» и «с» связано со стихией огня и воды. «Знаки-символы древних времен найденные на скалах и в пещерах, сумерийский и египетский шрифты, древние письмена современных арийских народов и звуки речи, соответствующие этим письменам, – обозначают идеи, связанные с древнейшей религией Света и Солнца как воплощения этого света; в религиозном культе, установленном на почве такой веры, большое значение имел день поворота от зимы к лету; темная гласная «у» (латинское «и») означала самую низкую, глубокую точку солнечного пути в день зимнего солнцестояния; соединение гласной «у» с согласной света «р» (латинское «г»), т.е. «ур» (латинское «иг») обозначало и воды земли, в которые погружалось солнце, и свет (огонь, солнце), погруженный в эти воды, и могло заменяться звуком «су» (латинское «su»); согласная «с» давала отзвук тому шипению, которое слышится при соприкосновении огня с водою. В санскрите звук «су» значит рождение; от этого корня происходит слово «сома» – название жизнетворного напитка, заменявшего мед; им угощали богов во время жертвоприношений, и воспевали его как божество. Имея в виду все эти соображения, возможно установить идейную связь между коренными звуками русского имени и названиями русалии, русалка. Они близки не только по созвучию, но и по своему религиозному смыслу, они указывают на один и тот же помысел веры, на встречу огня и влаги, рождающую жизнь. Происхождение названий, примененных к играм священного года и к весенней полубогине от того же корня «рус», на котором образовано русское имя, получает таким образом идейное обоснование. С другой стороны, звуковая и идейная близость корня «рус» и названий, связанных с мистерией природы, открывает возможность отнести образы и символы этой мистерии – так, как она осуществлялась в годовом круге – к коренным звукам «рс» и к именам, образованных на их основе. Корень «рус» содержит в себе идею культа природы или языческой мистерии жизни подобно тому, как семя хранит в себе растение, из него вырастающее. Мистерия весны, в образе русалки, расцветает из помысла об огне и влаге в результате работы воображения, отмечающей и творящей цепи уподоблений. Один из гимнов богу Агни в Ведах может послужить указанием на такое развитие мифов: ’’Подобно лебедю, шипит он (огонь) в воде; сильный умом в прозрении, рано просыпающийся у людей, он властвует, как Сома, возрождаясь в порядке обряда’’. В этом смелом уподоблении огня, одаренного разумной силой, лебедю и напитку бессмертия уже таится образ мудрой лебединой девы, хранительницы живой воды. Древняя святость коренных звуков «рус» и помысел об огне и влаге, в них заключенный, не были забыты нашими далекими предками. Река, этот живой, сверкающий поток воды, испытывалась ими как святыня; поэтому звуки «рус» или «рос» звучат и в названиях славянских вод и в добавлениях, обозначавших их святость. Подобным же именем называются святые источники и колодцы. Но имя «Рус» или «Рос» возродилось в истории славян не только как имя воды и земли. Оно стало именем народным. Мы не знаем точно, когда это произошло, несомненно только, что усвоение славянским племенем названия Руси уже было фактом ранее VI века. История славянских племен и существо их веры могут объяснить и смысл, и значение этого события нашей жизни. Вера и душа древнего славянина были близки природе; от нее многие племена получали и свои названия. В природе жили боги, и то племя, которое называло себя именем великой реки или горного хребта, увенчанного облаками, сознавало свою приобщенность к божеству; имя его получало религиозное освящение. Были и такие племена на Русской равнине, которые находили в природе своего родоначальника: так, приднепровские «скифы» производили себя от небесного огня – Геродот называет это божество Зевсом – и от дочери Днепра, т. е. от влаги земли. Когда мы разумом и сердцем познаем жизнь наших далеких предков, нас поражает власть религиозных идей над человеком древности. При своей простоте и при своих, быть может, грубых формах, его жизнь кипела от творческой энергии, в ней скрытой, и находила опору в видениях веры. Человек того времени, усматривая божественную силу в природе, преклоняясь и трепеща перед ее тайной, хотел этой тайне приобщить свою жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие явления в истории нашей земли возникали на почве религиозного опыта и могут быть и должны быть поняты из него. Глубоко проникая в быт и культуру, религиозное переживание восточного славянина объединяло в его душе чувство веры с чувством родины. Не один раз эта особенность душевного уклада предуказывала русскому народу его исторический путь. Та же особенность русского мировосприятия делает понятным и сближение тайны, раскрывающейся в культе священного года, с таинственными основами народной судьбы. Священное имя Русь или Рось было принято славянским племенем или союзом славянских племен от тайны природы. Языческая мистерия огня и влаги, узренная душою народа, овладела его бытием. Мистерия веры стала мистерией его жизни. В «Слове о полку Игореве» есть намек на религиозную тайну, скрытую в русском имени: певец называет русичей внуками Дажьбога, т. е. зимнего солнца, возрожденного в водах матери-земли. Другое предание, еще не забытое в XVII веке, называет реку Рось прародительницей русского народа. Когда имя Русь стало собственным именем славянских племен, оно не утратило ни своего религиозного смысла, ни душевно-духовного содержания. Помыслы и чувства, закрепленные коренными звуками «рс», создавшие в опыте веры культ природы и обряды священного года, продолжали жить в народном имени, поддерживая его святость. Приняв новое, христианское вероучение, русский народ не отнял святость у своего имени. Опыт языческой веры, накопленный в душах древних славян, их размышления над тайной жизни послужили тем мостом, по которому они перешли в область христианского богопочитания и нашли путь – еще не пройденный – к высшей духовной правде, возвещенной в евангельском слове».[44]

В заключении, на небольшом примере хочется показать, как заблуждаются или заблуждают людей своим высоким научным авторитетом некоторые ученые… В хрестоматии “Древняя Русь в свете зарубежных источников”, вышедшей в свет в 1999 году под редакцией Е.А. Мельниковой, в предисловии написано следующее: «В своей совокупности, зарубежные источники освещают кардинальные вопросы отечественной истории и помогают воссоздать целостную картину зарождения и становления Древнерусского государства. Именно в зарубежных источниках, немецких и византийских, впервые появляется название русь, которое в силу его формы не может быть исконно славянским (см.: Назаренко. 1980). Подавляющее большинство исследователей (о других точках зрения см.: Константин Багрянородный возводят его к древнескандинавскому корню гор-, производному от германского глагола *rowan, «грести, плавать на весельном корабле» (ср. др.-исл. гда). Слово *rop (e) R (др.-исл. гд, дг) означало «гребец, участник похода на гребных судах», а также и сам поход (в последнем значении это слово встречается в самых ранних скандинавских письменных памятниках — шведских рунических надписях XI в.). Так, предполагается, называли себя скандинавы, совершавшие в VII—VIII вв. плавания в Восточную Прибалтику и в глубь Восточной Европы, в Приладожье, населенные финскими племенами. Именно финны, первыми познакомившиеся со скандинавами, усвоили их самоназвание в форме ruotsi, поняв его как этноним (таково значение этого слова и его производных в современных финских языках). Включившиеся в финно-скандинавские контакты восточные славяне заимствовали местное обозначение скандинавов, которое приобрело в восточнославянском языке форму “русь’’. Однако далеко не сразу оно стало названием Древнерусского государства и восточных славян. Его значение претерпело длительную эволюцию, занявшую около столетия. Первоначальное значение «скандинавские воины в Восточной Европе» (ср. определение в сказании о призвании в варягов тех, кого взял с собой Рюрик: «всю русь» — в «Повести временных лет» и «дружину многу» — в Новгородской I летописи) сменилось обозначением военной знати во главе с князем и профессиональных воинов, по преимуществу скандинавского происхождения (именно это значение мы находим в трактате византийского императора Константина Багрянородного в середине (X в.), развилось далее в наименование земель и народов (славянских и финских), подвластных «русскому» князю, и, наконец, стало обозначением Древнерусского государства и восточных славян как доминирующего в нем этноса…»[45] Какой катастрофический и невероятно преступный вывод! Как может доминирующий русский народ, как об этом пишет автор, назвать свое государство в честь наемников, которые по определению были приготовлены в качестве расходного “мяса” для войны. Что говорить о выше приведенных “научных” выводах, которые сведены к одному: русские получили свой этноним от кого угодно только не от своей национальной жизни и истории! Автор, говоря о Руси и о русском народе, пытаясь вывести семантическую основу этнонима “русь” приводит примеры из языков соседних народов скандинавов, финнов, немцев: rowan=rop=ruotsi, но эти иностранные слова, не имеют даже малейшей лингвистической близости с корнем “рус” или “рс”! Если обратиться к словарю балтийских народов видно, что слова обозначающие Русь, русский язык, русский имеют совершенно другую корневую основу, например: на немецком языке: Wenden, Winden, windish, Wendish; на эстонском: Wene, Welane – значит ‘русский’, на финском языке: Venaja –‘русский язык’, Venalainen – ‘русский’, Vena – ‘Русь’, Venaks – ‘по-русски’. На тринадцатой странице автор сам себе противоречит, Е.А. Мельникова пишет: «В скандинавских источниках название русь не встречается, и древнейшее его упоминание содержится, как уже отмечалось, в «Вертинских анналах» (см. часть IV, гл. 1.1) в описании событий 839 г.»[46] В III томе хрестоматии приведены арабские источники, в частности имеется выписка из трудов Абу-л-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбеха (820-890) написавшего книгу كتاب الطرق والدول “Книга путей и государств” (80-е годы IX в.), где он описал торговые маршруты русов, как купцов известных всему миру, более того он отметил что русы и славяне христиане, так как посещая арабские страны платят подушный налог (джизья) положенный для иноверцев![47] Арабский писатель ат-Табари Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир (838-912) в книге رسل التاريخ والملوك «История посланников и царей» рассказывает, что еще в 644 году русы наводили страх и ужас на все соседние народы, “они враги целому миру, в особенности же арабам”».[48] С трудом верится, что эти и множество других неоспоримых фактов о древнем происхождении русского народа и этнонима РУСЬ, которые отмечают античные, арабские и византийские и европейские источники не знает Мельникова, тем более, что она является одним из соавторов выпуска хрестоматии… На странице одиннадцатой, Е.А. Мельникова отметила появление этнонима “русь” в прямой зависимости от шведов, норманов и финнов, и только к концу X века н.э., а на тринадцатой привела сведение из “Вертинских анналов”, где пишется о русских уже впервой половине IX века! Таких примеров противоречий можно привести множество. Стоит ли говорить о противоречиях подробно, если в ведении книги “Историография изучения и основные публикации античных источников” она далее пишет: «Идея происхождения славян непосредственно от скифов и сарматов разделялась М.В. Ломоносовым (1711—1765 гг.) в его “Кратком Российском летописце” и “Древней Российской истории” (50-е годы XVIII в.). Так, он писал, что “единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств не оспоримо”. И хотя уже во времена Ломоносова это положение было анахронизмом, (sic) оно долго сохранялось в трудах исследователей русской истории, не бывших специалистами (sic) в антиковедении (И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, Д.Я. Самоквасов), в полуученой, дилетантской среде, (sic) звучало в поэтической метафоре (вспомним блоковское “Да, скифы мы, да, азиаты мы”), а иногда дает рецидивы в современной псевдоисторической публицистике или в трудах неантиковедов (например, Б.А. Рыбакова)». (sic!) Как говориться, комментарии излишни! Великие русские ученые М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, Д.Я. Самоквасов, Б.А. Рыбаков, ученые с мировым именем, а их труды Мельниковой названы анахронизмом, а великий русский поэт А.А. Блок назван представителем “полуученой”, “дилетантской” среды!!! К большому сожалению, это “введение” предваряет прекрасное и очень важное издание хрестоматии по истории древней Руси. Такая вступительная статья по своему характеру и “духу” выступает в качестве скрытого яда, могущего отравить всех, кто будет читать или учиться по этому пособию.

Дополнительным свидетельством глубокой древности Старой Руссы, вместе с археологическим материалом, летописными сведениями, отечественными и зарубежными хрониками, служат спутниковые фотографии. На снимках видна исключительная особенность городского урбаноглифа, которая при изучении древнерусских поселений, встретилась впервые. Этой особенностью является наличие изображения и надписей, посвященных ЧЕЛОВЕКУ РУСУ! Посвящение, созданное в честь смертного человека, а не ведического божества, явление уникальное!

ФОТО № 1.1 Южная часть Старой Руссы

ФОТО № 1.1 Южная часть Старой Руссы

ФОТО № 1.2. На поле между двух рек видно изображение воина, на голове которого одет шлем, слева видна крупная надпись образованная городскими кварталами - РУС

ФОТО № 1.2. На поле между двух рек видно изображение воина, на голове которого одет шлем, слева видна крупная надпись образованная городскими кварталами – РУС

ФОТО № 3. Западная часть Старой Руссы

ФОТО № 3. Западная часть Старой Руссы

Вдоль левого берега реки система городских кварталов образует несколько редчайших посвятительных надписей посвященных одному из великих основателей русского народа – Русу. Надписи идут слева направо: 1) РУС ЧЕЛОВЕК (большая надпись, объединяющая все кварталы по вертикали). 2) Верхняя часть кварталов: МОСКВА, 3) Нижняя часть: ЯР РОД.

ФОТО № 3.1. Западная часть Старой Руссы

ФОТО № 3.1. Западная часть Старой Руссы

Западная часть города Старая Русса образует оплечное изображение князя Руса облаченного в воинские доспехи. На «груди князя» находится геоглиф с его именем – Рус.

ФОТО № 3.2. Западная часть Старой Руссы

ФОТО № 3.2. Западная часть Старой Руссы

Также на правом берегу находится очень большая надпись ХРАМ, первая буква Х имеет внутри надпись ЯР. На левом берегу видно множество посвятительных надписей: ХРАМ РОДА и ХРАМ ЯРА, а также МИР РОДА и МИР ЯРА. Из этого можно сделать следующий вывод: город Русса был посвящен богу Роду и Яру.

ФОТО № 4.1. Южная сторона города

ФОТО № 4.1. Южная сторона города

В центре заливного луга между селами Кондратово и Скрипково видно изображение лика МАРЫ. Образ достаточно хорошо сохранился, поэтому дополнительно его выделять нет смысла, любой читатель может без лишних усилий увидеть этот дендроглиф.

ФОТО № 4.2. Южная сторона города. Лик Мары

ФОТО № 4.2. Южная сторона города. Лик Мары

ФОТО № 5.1. Западная часть Старой Руссы. Дубовицы

ФОТО № 5.1. Западная часть Старой Руссы. Дубовицы

Территория села Дубовицы является изображением Мары.

ФОТО № 5.2. Западная часть Старой Руссы. Дубовицы

ФОТО № 5.2. Западная часть Старой Руссы. Дубовицы

Обведенный образ Мары. Она одета в праздничные одежды, ее взгляд устремлен вдаль, общее настроение данного изображения умиротворенное хранящее внутренний покой.

ФОТО № 6.1. Южная часть города Руссы

ФОТО № 6.1. Южная часть города Руссы

Здесь виден возвышенный лик Мары обращенный к небу в молитве.

 

ФОТО № 6.2. Южная часть города Руссы. Молитва Мары

ФОТО № 6.2. Южная часть города Руссы. Молитва Мары

 

ФОТО № 7.1. Южное предместье Руссы. Крылатая Мара

ФОТО № 7.1. Южное предместье Руссы. Крылатая Мара

На фото, если посмотреть чуть выше от аэродрома, на груди крылатой Мары видна крупная надпись МАРА. Первая буква М разрезана на пополам руслом реки.

ФОТО № 7.2. Южное предместье Руссы. Крылатая Мара

ФОТО № 7.2. Южное предместье Руссы. Крылатая Мара

Из обнаруженного посвящения этого города одному из родоначальников русского народа – Русу можно сделать вывод:

1. Старая Русса в свете вышеприведенных фактов является древним городом, о котором повествуют многие отечественные и иностранные письменные источники. По свидетельству Страбона (ум. 24 г.н.э.) в его время было общеизвестна страна Рускинон. На картах Птолемея (ум. 170 г.н.э.) на территории современной России наши предки названы Гипербореями, Гиперборейскими Скифами, а также РУСЬЮ БЕЛОЙ или Московия (Rusia Alba sive Mosckovia) и Княжеской Московией (ducatu Mosckovia)!

2. Современные историки и археологи, в свете новейших исследований утверждают, о существовании Руссы задолго до указанной в вышеперечисленных энциклопедиях даты основания этого города: «…город уже существовал в 862 г., поскольку Нестор в своей Начальной летописи сообщает о нем как о чем-то известном.
3. Максимальная концентрация в южном Приильменье топонимов и гидронимов с корнем “РУС”
4. Многие современные историки и этнографы едины в вопросе о происхождении русского народа от так называемых гипербореев: скифов, сарматов, роксолан, что имеет основание в описаниях народов у древних историков и географов.
5. Спутниковые фотографии подтверждают наличие древнего урбаноглифа у Старой Руссы посвященному трем ведическим богам: Роду, Яру и Маре. Уникальность городского урбаноглифа заключается в памятном посвящении своему РЕАЛЬНОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ ОСНОВАТЕЛЮ – РУСУ. В городской черте вписан его образ, как образ князя – воина облаченного в воинские доспехи. Рядом с изображением и на его груди находится очень крупная надпись-геоглиф РУС. Благодаря этой надписи мы можем утверждать не только о древнем основании города Старая Русса, но главное: основателем города является РЕАЛЬНЫЙ, а не мифический КНЯЗЬ РУС! Соответственно, русские летописи и хронографы, как хранилище исторической и духовной памяти нашего народа, донесли нам настоящие исторические имена и события, а это значит, что мы можем в определенной степени, благодаря наземным изображениям и надписям, реконструировать нашу доисторическую и древнюю историю!

 

                                                                                      Н.В. Солнцев

                                                                                               

 

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ


[1]Подробная Русская Летопись от начала России до Полтавской баталии. Т 1. СПб., издат. И. К. Шнора, 1798. С. 7

[2]См. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 26—36.

[3] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. СПб., 1900. Т. 61. С. 439

[4] Большая советская энциклопедия. 1-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1947. Т. 52. С. 713.

[5] Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.: «Гос. Науч. изд-во «Большая советская энциклопедия», 1957. Т. 40. С. 495.

[6] Большая советская энциклопедия. 3-е изд., М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. Кн. 1. С. 424.

[7] Советская историческая энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Жуков. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1971. Т. 13. С. 799.

[8] Города Росси: Энциклопедия / Гл. редактор Г.М. Лаппо. М.: БРЭ, 1994.С. 440

[9] Славянская энциклопедия. Киевская Русь–Московия: В 2 т. / Авт. – сост. В.В. Богуславский. М.: Олма-Пресс, 2003. Т. 2. С. 420.

[10]Лаптев А.Ю. Старая Русса. От апостола Андрея до князя Аскольда. http://rushanin.narod.ru/ASKOLD.html

[11]Платонов С.Ф. Лекции по Русской Истории, СПб., И.П. Дорофеев С.В., ООО Виктория плюс. 2013. С 54-58

[12]См. Никаноровская летопись // ПСРЛ. Т. 27. М.-Л., 1962. С. 137–141, 3–4.

[13]См. Гомер. Илиада / Перев. Н.И. Гнедича. Л.: Наука, 1990. II, 840–843. С. 37; X, 429. С. 142.

[14] Тулаев П.В. Венеты: предки славян. М.: Белые Альвы. 2000. С. 26

[15] Ю́рий Ива́нович Вене́лин (1802-1839)  настоящее имя — Георгий Гуца, лат. Georgius Hutza; род. 22 апреля в с.Тибава, Береговский комитат, Королевство Венгрия, ныне Свалявский район Закарпатской области — российский и болгарский историк и публицист, один из создателей славистики, деятель славянского национального возрождения.

[16] Венелин Ю.И. Окружные жители Балтийского моря: Славяне. Приложение к журналу «Атеней», 2006. С. 6

[17] Помпоний Мела лат. Pomponius Mela; 15 – 60 гг. н.э. — самый ранний римский географ, создавший свой труд «Описательная география». около 43 года н. э.

[18] Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Институт всеобщей истории РАН, Индрик, М. 2011. С. 40, 57, 175, 191

[19] Кла́вдий Птолеме́й (греч. Κλαύδιος Πτολεμαῖος, лат. Ptolemaeus), реже Птоломе́й (греч. Πτολομαῖος, лат. Ptolomaeus) (ок. 100 — ок. 170) — позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии в римском Египте (в период 127—151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.

Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях науки — в оптике, географии, математике.

[20] «Рипейские» (Рифейские) горы – название происходит от санскритского слова – repas (репас), что значит «грязь». См. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: МГУ, 2005. С. 548

[21] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С.16

[22] Тулаев П.В. Венеты: предки славян. М.: Белые Альвы, 2000. С. 10

[23] Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. VI, М.. Л. 1952, с. 199

[24] Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. СПб., 1882, с. 74//Забелин И. Е. История русской жизни. Т. I. С. 237

[25] Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 2010. С. 202.

[26] Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (Тредьяковский) (1703—1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века. Родился в семье священника Кирилла Яковлевича Тредиаковского. Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но, по невыясненным причинам, в 1723 году убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Позже уехал заграницу, учился в Сорбонне математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах. В 1732 году принят на службу в Петербургскую академию наук. Академик с 1745 года.

[27] Тредьяковский В.К. Сочинения. Т. 3. – СПб.: Смирдин, тип. воен. учебн. завед., 1849. С. 341-342

[28] Мирошниченко О. Ф., Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. М.: изд-во, 2004. С.26

[29] Виноградов А. Ю. Греческие жития апостола Андрея: проблемы источниковедения и критическое издание текстов, диссертация. Институт всеобщей истории РАН, М., 2001. С.129

[30] Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Институт всеобщей истории РАН, Индрик, М. 2011. С. 205, 207

[31] Гусева Н.Р. Русский север – прародина индо-славов. http://old-earth.narod.ru/lib/Guseva_Russkij_sever_-_prarodina_indoslavov_2.htm

[32]Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Севера: Сборник научных статей. Вологда: МДК. 2003. С.13

[33] Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: МГУ, 2005. С. 548

[34] А.Ю. Лаптев Старая Русса. От апостола Андрея до князя Аскольда.

http://rushanin.narod.ru/bani.html#bani

[35] Страбо́н (греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) — греческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

[36] А.Ю. Лаптев Старая Русса. От апостола Андрея до князя Аскольда.

http://rushanin.narod.ru/bani.html#bani

[37] Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-русов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории русов до Рождества Христова. Вып. 1–3. 1854–1861. М.: Белые альвы, 2011. С. 74

[38] Агеева Р.А. Гидронимия Русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. Изд.2, испр. М. 2004. С. 98

[39] А.Ю. Лаптев Старая Русса. От апостола Андрея до князя Аскольда.

http://rushanin.narod.ru/bani.html#bani

[40] Гаркави. А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русах (с половины VII века до конца X века по P. X.). Типография Императорской Академии Наук. СПб., 1870. С. 74.

[41] Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен Ч I. Доисторическое время Руси. Второе издание, исправленное и дополненное, М. Синодальная Типография.1908. С. 176

[42] Гедеонов С. А. Варяги и Русь: Разоблачение «норманнского мифа» М.: Эксмо Алгоритм, 2011. С. 152, 420

[43] Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. О доле и сродных с нею существах. Издание М.В. Потебня. Харьков. 1914 С. 10-11

[44] Изгнание норманнов из русской истории. Коллектив авторов М.: Русская панорама, М. 2010

С сайта Россия история государства: http://statehistory.ru/books/11/Izgnanie-normannov-iz-russkoy-istorii/

[45] Древняя Русь в свете зарубежных источников, Хрестоматия. Под ред. Е.А. Мельниковой. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Москва • «Логос» • 1999. С.11

[46] Древняя Русь в свете зарубежных источников, Хрестоматия. Под ред. Е.А. Мельниковой. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Москва • «Логос» • 1999. С.13

[47] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 30-31

[48] См. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русах (с половины VII века до конца X века по P. X.). Типография Императорской Академии Наук. СПб., 1870. С. 74.

1. А.Ю. Лаптев.Старая Русса. От апостола Андрея до князя Аскольда. http://rushanin.narod.ru/bani.html#bani
2. Агеева Р.А. Гидронимия Русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. Изд.2, испр. М. 2004. С. 98
3. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 180.
4. Виноградов А. Ю. Греческие жития апостола Андрея. Проблемы источниковедения и критическое издание текстов, Институт всеобщей истории РАН, диссертация, М., 2001.
5. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. Ч. I. С.40.
6. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры русского Севера: Сборник научных статей. Вологда: МДК, 2003.-98с.
7. Забелин И.Е. История города Москвы. М. 1905, Ч.I. 578.
8. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. I. 478. 480. Примечание: Эта черта славянского характера сохранялась и в позднейшие времена. Князь Владимир Святославич с войском два дня провожал христианского проповедника Бруна на его пути к печенегам; прощаясь с ним на границе своей земли, князь сказал ему: «Ради Бога, прошу тебя, не бесчествуй меня, не погуби свою жизнь напрасно». Забелин. История русской жизни с древнейших времен. II. 349. Владимир Мономах так наставлял своих детей: «…и боле же чтите гость; откуда же к вам придет или прост» (т. е. простолюдин), «или добр» (т.е. знатный), «или сол» (т. е. посол) «аще же не можете дарами – бращном и питьем: ти бо мимоходящи прославят человека по всем землям любо добрым, любо злым».
9. Изгнание норманнов из русской истории Глава одиннадцатая. Славяне на русской равнине Коллектив авторов. Изгнание норманнов из русской истории. М.: Русская панорама, 2010
10. Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. СПб., 1882, с. 74; Забелин И. Е. История русской жизни… т. I., с. 237
11. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. VI, М.. Л. 1952, с. 199
12. Мирошниченко О. Ф., Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. М.: изд-во, 2004.-144 с.
13. Наша новгородская земля / Орлов С. Н., Дейч Г. М., Андреева В. А. и др. — Л.: Лениздат, 1981. — 112 с.
14. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 26—36.
15. Платонов С.Ф. Лекции по Русской Истории, СПб., И.П. Дорофеев С.В., ООО Виктория плюс. 2013. – 608 с.
16. Подосинов A.B., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий (М., 2011)
17. Приложение к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН «О времени основания города Старой Руссы Новгородской области» от 11.01.2007
18. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 2010. С. 202.
19. Состояние окружающей природной среды Новгородской области в 2006 году: обзор / Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области; отв. за вып. Н. А. Красильников. — Великий Новгород, 2008. — 267 с. — С. 39.
20. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1956. — С. 387.
21. Торопова Е. В., Самойлов К. Г., Торопов С. Е. Археологические исследования в Старой Руссе // Вестник РГНФ. — 2011. — № 1. — С. 155—166.
22. Тулаев П.В. Венеты: предки славян. М.: Белые Альвы. 2000. С. 26
23. Ю.И. Венелин Окружные жители Балтийского моря: Славяне. Приложение к журналу «Атеней», 2006. С.

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.