search
top

РУССКАЯ ТРОЯ – ГИПЕРБОРЕЙСКИЕ БОГИ ОЛИМПА

Античная литература сохранила множество сведений о Гиперборее и гиперборейцах. Тема Гипербореи была живой и актуальной на протяжении практически всей эпохи античности – как минимум с VII в. до н.э. по V в. н.э., т.е. на протяжении 12 столетий, что может говорить о том, что эту страну и ее жителей древние греки воспринимали как совершенно реальную! Данные мы находим и у таких древних авторов, как Гесиод и Гомер, и у классиков античности – Платона, Аристотеля, Пиндара, Геродота, и у мыслителей позднего эллинизма – Порфирия, Ямвлиха, Прокла.

У Гекатея Абдерского, жившего в IV в. до н.э., есть целый трактат «О гиперборейцах», который стал источником для более поздних авторов, писавших на эту тему, – для Диадора, Мела, Элиана и Плиния Старшего.

Карта мира по Геродоту

Где находилась Гиперборея?

Античные авторы отмечали, что Гиперборейцы – это почитатели бога Аполлона[1], что «они сами являются жрецами Аполлона» (Диодор); «у них был обычай посылать начатки плодов на Делос Аполлону, которого они особенно почитают» (Плиний); «род гиперборейцев и почитание у них Аполлона воспевают не только поэты, но и писатели» (Элиан). Гесихий сообщает, что «гиперборейцы почитают небесный свод», совершая жертвоприношения «не под крышей, а под открытым небом» [2]. О храмах Аполлона на острове Делос и в Дельфах, куда гиперборейцы присылали свои дары «под звуки флейт, сиринг и кифар», было известно всем жителям Эллады.

Гекатей считал, что Гиперборея расположена на севере, поскольку находится за пределами Борея. Бореем эллины называли холодный северный

[1] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 462– 487.

[2] Там же. С. 474–487.

 

ветер, в отличие от Нота – влажного ветра с юга, и Зефира – нежного ветра с запада. Все они, согласно мифологии, считались родными братьями, рожденными от отца звезд Астрея и его супруги, богини утренней зари Эос.

Борею посвящен следующий орфический гимн:

 

«Движущий толщи воздушные мира своим дуновеньем,

О леденящий Борей, явись же из Фракии снежной,

Влажнодорожного неба разбей неподвижность сплошную!

Дунув на тучи, развей и прочь разгони дождеродиц,

Ясной погодой даря, дабы радостным взором эфира

Солнца лучи засветили на земле, и сияя и грея»! [3]

 

Плиний утверждает, что гиперборейцы живут за Рипейскими горами. Птолемей называет Северный океан Гиперборейским[4]. Там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце там светит в течение полугода, и это только один день. Светила там восходят только один раз в год, при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Элиан тоже упоминает Рипейские горы, связанные с культом Аполлона в связи с тем, что оттуда к жрецам в установленное время священнослужения прилетает стая лебедей. Диадор и Аристотель указывают на Гиперборею, как на родину богини Лето (Лато), матери Аполлона и Артемиды.

Важно заметить, что гиперборейцы были для древних греков не мифологическим народом, а вполне конкретными людьми, с которыми у них были живые связи и контакты. Но лишь единицы знают о том, что гиперборейцы не являлись греками, в Греции они имели прозвища «гиперборейские», т. е. родом они были из Гипербореи, земли, лежащей далеко на русском севере: Аполлон Гиперборейский, Орфей Гиперборейский, Геракл Гиперборейский и т. д. Это ведь не просто прозвище, это прямое указание на их происхождение. В справочниках и энциклопедиях отмечено: имена греческих богов и героев негреческие, или догреческие; с греческого языка не переводятся. И это относится не только к перечисленным выше именам, но вообще ко всем именам греческих богов и героев.

В 1867 г. трудами академика В.И. Ламанского (1833–1914) , заведующего кафедрой славянской филологии Санкт-Петербургского государственного университета, было доказано, что все эти персонажи имеют догреческое происхождение, т. е. были занесены в Грецию пеласгами (т. е. протославянами), жившими там до греков, а потом после вытеснения пеласгов, были греками унаследованы и освоены как собственные божества и герои[5].

[3] Античные гимны / Сост. и общ. редакция А.А. Тахо-Годи. М., 1988. С. 260.

[4] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 131

[5] См.: Ламанский В.И. О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании. СПб.: тип. Акад. наук, 1859; Он же. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-хромо-лит. А. Траншель, 1892.

 

Гесиод в своей «Теогонии» сообщает нам, что от брака Зевса и Лето родились близнецы Артемида и Аполлон. Академики А.Ф. Лосев (1893–1988) и Б.А. Рыбаков (1908–2001) обратили внимание на то, что Аполлон своим происхождением связан с Гипербореей, нашей прародиной, что Лето и Артемида имеют немало прямых параллелей со славянскими богинями Ладой и Лелей.

 

Зевс

Древнегреческие мифы называют Зевса (др.-греч. Ζεύς, микен. diwe) владыкой владык, отцом богов, основателем городов, спасителем, громовержцем.

В «Слове о полку Игореве» есть такая строка «збися Див, кличет верху древа», которую можно перевести следующим образом: «Встрепенулся Див, кличет на вершине дерева». Далее в тексте Див ассоциируется с русским войском, «грозит чужим землям: Волге и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тмутараканский истукан» [6]. Див это имя высшего бога, говорящего с небес. Дерево в языческой космологии есть символ мировой оси (лат. axis mundi), неподвижного божественного стержня, вокруг которого вращается вселенная. Ему соответствует культ многолетнего дуба, одного из атрибутов отца богов. Мировое древо (лат. arbor mundi) связывает миры: небесный, земной и подземный. Символ мирового или родового древа под различными названиями прослеживается в мифологии почти у всех народов» [7].

Академик Б.А. Рыбаков отметил, что титулом “бог богов” обладал также восточнославянский бог Род. Он – творец вселенной, бог неба и дождя, отец богов и людей. Род напоминает греческого Зевса, который совмещал в себе несколько божественных функций и ведал всеми мирами: небесным, земным и подземным.

Род старше всех и выше всех»[8]. У богов более позднего происхождения, к каковым относится Зевс, на мировую ось указывает жезл (скипетр), который он крепко держит в руках, восседая на вершине горы Олимп на троне, символе власти и могущества.

Другие атрибуты Зевса – эгида (щит), означающий воинственность и покровительство предводителя богов и людей; орел (сокол), указующий на небесное происхождение Зевса и его обладание световой энергией; римский аналог Зевса Юпитер изображался также со статуэткой Ники, богини Победы, которая всегда сопутствовала сильнейшему из богов. Реже можно встретить архаичное изображение Зевса с лабрисом, магическим оружием, одновременно убивающим и дающим жизнь»[9]. За способность метать громы и молнии, а также посылать обильные дожди глава олимпийцев был прозван

[6] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 632.

[7] Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 398–406.

[8] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 438–470.

[9] Мифы народов мира. М., 1997. Т. 1. С. 463–466; Подробнее см. в кн. А.Ф. Лосева Мифология греков и римлян. М., 1996.

 

«громовержцем» и «тучегонителем». Этими же качествами и эпитетами обладал и славянский Див[10].

Согласно преданиям, троянцы происходили от Зевса и богини Нево, а гипербореец Пеласг был их внуком, однако в Троаду он не переселился, а остался с частью своего народа в Греции (на Пелопоннесе, на островах, в Афинах). Пеласг, эпонимный предок народа пеласгов, был рожден из Земли в Аркадии и был отцом Ликаона, царя Аркадии. Асий Самосский (около 700 г. до н. э.) упоминает Пеласга как первого человека, рожденного на земле. Пеласги (др.-греч. Πελασγοί) впервые письменно упомянуты Гомером в Илиаде. Они представлены как союзники Трои. В каталоге троянских союзников их главным городом названа Ларисса, а вождями – Гиппофоой (Ἱππόθοος) и Пилей (Πύλαιος), сыновья Лефа (Λῆθος), сына Тевтама (Τεύταμος). В эпосе также упоминается при описании владений Ахилла «пеласгический Аргос» (отличный от Аргоса на Пелопоннесе), расположенный в южной Фессалии, и эпитет «Зевса Пеласгийского», чей культ существовал в Додоне в Эпире. В «Одиссее» пеласги упоминаются среди народов, населявших Крит наряду с этеокритянами, ахейцами, кидонами и дорийцами. При этом Гомер, как и другие греческие авторы, проводит различие между пеласгами и «воинственными критянами».

 

Лето (Лато, Латона)

Академики А.Ф. Лосев (1893–1988) и Б.А. Рыбаков (1908–2001) в своих трудах отмечали гиперборейское происхождение богини Лето (др.-греч. Λητώ). Академик А.Ф. Лосев считал, что имя Лето происходит от ликийского lada (жена, мать). Академик Б.А. Рыбаков обобщил многие античные упоминания о Гипербореи, а также данные, связанные с семьей богов Лато-Артемида-Аполлон:

  1. Лато происходит из земли гиперборейцев;
  2. мужем Лато некоторые мифы считают гиперборейца Описа;
  3. Лато бежала от гнева Геры на остров Делос из земли гиперборейцев;
  4. сын Лато, Аполлон, ежегодно отправляется на зиму в страну гиперборейцев («аподемия»);
  5. в стране гиперборейцев Аполлон хранит свои стрелы;
  6. гиперборейцы ежегодно посылают дары в делосские храмы детей Лато – Аполлона и Артемиды [11].

Первым из близнецов, кого родила Лето на Делосе, была Артемида. Греки почитали Артемиду как богиню охоты. Она изображалась с колчаном, полным стрел и оленем, была блюстительницей воли олимпийцев, покровительствовала жителям Трои и амазонкам. Более древние культы связывали Артемиду с культом плодородия. Ее святилища находились вблизи источников, откуда вытекали живительные воды рек. Известно изображение Артемиды как многогрудой богини, которая почиталась в городе Эфесе. Символом древней богини считали также медведицу (ἄρκτος). Жрицы

[10] Мифы народов мира. Т. 1. С. 378, 416–417.

[11] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 438–470.

 

Артемиды надевали во время ритуальных танцев медвежьи шкуры. Каким-то образом богиня плодородия и охоты была связана и с Луной, что четко проявилось в культе ее римского аналога. Аполлодор, древнегреческий писатель II в. до н.э., называет ее заступницей гиперборейцев. В оде Пиндара, посвященной Гераклу, прямо указывается, что герой достиг «земель, что за спиной у ледяного Борея», там он добыл Златорогую Лань. За свои подвиги Геракл стал называться Гиперборейским. «В эпоху позднего неолита и бронзы сложился праздник комоедицы. Он отмечался вплоть до XIX в. каждое 24 марта (весеннее равноденствие, масленица) как праздник весеннего пробуждения. Под медведицей, хозяйкой неба, просыпающейся после зимней спячки, понималась сама природа. В этот день участники ритуальных игр переодевались в вывороченные шерстью наружу шубы и тулупы, изображая танец просыпающегося медведя»[12].

 

Аполлон

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), сын Лето и брат-близнец Артемиды, родившийся на острове Делос, был одним из самых значимых богов в Элладе, хотя он имел гиперборейское происхождение. Его образ соединял миры небесный, земной и подземный. Его называют «дубовым», «прорицающим из лавра», связывают с кипарисом и плющом. В разные периоды его сопровождают ворон, лебеди, волк. В древних гимнах, где воспевался Аполлон, его называли «стреловержцем», «убийцей змия Пифона и великана Тития», «защитником Троян». Его называли также «пастухом» и «охранителем стад», «родоначальником», «основателем городов» и «подателем богатств», а позже – «светлым», «блестящим», музыкантом-кифаристом, «предводителем Муз», пророком, оракулом, спасителем. Из Гипербореи явился в Дельфы и сам Аполлон. Сразу после рождения юный бог был одарен Зевсом золотой лирой и запряженной лебедями колесницей и направлен в Дельфы к среброводному Кастальскому источнику, чтобы вещать оттуда «правду и правосудие всем эллинам». Вопреки воле отца тот, однако, немедленно отправился в Гиперборею и прорицал там целый год, прежде чем решил, что пора бы уже и «зазвучать дельфийским треножникам»[13]. Аполлону приписывалось основание святилищ в Греции, Малой Азии и Италии. Главные культовые храмы Аполлона были расположены на Делосе и в Дельфах. В Дельфах же проводились знаменитые Пифийские игры в честь пифий, жриц-пророчиц Аполлона [14]. В рассказах о гиперборейском жреце и оракуле Абарисе упоминается, что он «все время носил в руке стрелу в качестве символа Аполлона и обошел со своими прорицаниями всю Грецию».

Аполлон, будучи полярным богом «строит вселенскую ось». В орфическом гимне Аполлону говорится: «Поровну ты разделяешь, смешав и зиму и лето»[15].

[12] См.: Васильев Б.А. Медвежий праздник // СЭ. 1948. № 4; Воронин Н.Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI веке // МИА. Л., 1941. № 6; кратко изложено у Б.А. Рыбакова С. 98–108.

[13] Гесиод. Полн. собр. текстов. М., 2001. С. 137.

[14] См.: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 303–501.

[15] Античные гимны. М., 1988. С. 214.

 

«Календарь, подчинявшийся Аполлону, делился на две части: на летнюю и зимнюю, когда солнечный близнец покидал Элладу (проводы в октябре-ноябре), уезжая на своей колеснице далеко на север, к гиперборейцам, откуда он снова возвращался в сопровождении лебедей (встреча в мае-июне). Лебеди символизировали небесное (или водное) царство на краю света» [16]. Греки не случайно прозвали Аполлона «Воздухошествующим» (примечательно, что и сам Аполлон, и Артемида, и Лето постоянно перемещались по воздуху. От северной прародины ариев до южных рубежей арийских просторов.

Именно в Дельфах сформировалось представление о Гиперборее как о благословенном крае, где люди не ведают невзгод и живут счастливой, полной жизнью, представление о гипербореях как о счастливом и святом народе, наделенном всеми мыслимыми добродетелями и идеальными качествами, проводящем веселую и беззаботную жизнь, не требующую трудов. О «гипербореях, служителях Аполлона» пел Пиндар, описывая их веселое и беззаботное бытие вдалеке от цивилизации, жизнь, в которую не вмешиваются ни болезни, ни войны:

 

«Ни вплавь, ни впешь

Никто не вымерил дивного пути

К сходу гипербореев …

Там стожертвенным приношением богу

закалывались ослы,

Там длящимся весельям и хвалебным словам

Радуется Аполлон …

Ни болезни, ни губящая старость

Не вмешиваются в святой их род.

Без мук, без битв

Живут они, избежавшие

Давящей правды Немезиды»[17].

 

Гиперборея сразу после рождения Аполлона становится для него любимым местом на земле. У гиперборейцев он скрывается после ссоры с Зевсом из-за убитого тем Асклепия. У гиперборейцев же прячет он свою знаменитую стрелу, которой, мстя за своего сына, истребил киклопов, сковавших Зевсу Перун [18].

Превалирующая слава Аполлона среди всех олимпийских богов видна из того, что в аттическом году Аполлону посвящено пять месяцев, если не считать отдельных праздников!

 

Ахиллес

[16] Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 425.

[17] Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 109–110.

[18] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 484.

 

Древнегреческие историки отмечают, что по своему происхождению Ахиллес был скиф [19]. Алкей (конец VII – начало VI вв. до н.э.), один из значительнейших поэтов-лириков своего времени, пишет: «О Ахиллес, владыка земли Скифской»[20]. Другой греческий поэт Арктин (VIII в. до н.э.): «….И после этого Фетида, (мать Ахиллеса), похитив из костра труп сына, переносит его на Белый остров» [21] (совр. остров Змеиный в Чёрном море, недалеко от устья Дуная). Как известно, Ахиллес погиб под Троей. В поэме «Разрушение Трои» Арктин воспевает смерть героя и горе матери, оплакивающей безвременную кончину своего сына, воздающей великому герою древности, погибшему на войне, последнюю погребальную почесть. Почитание памяти Ахиллеса со временем приобрело у славян форму религиозного культа, который «засвидетельствован многими литературными и эпиграфическими источниками» [22]. Имя поэта Арктин очень необычное для Греции, находящейся в южных широтах: ἄρκτος – переводится с греческого языка как «медведь». Это имя наводит на очень интересную мысль о происхождении знаменитого поэта… «Ахиллес был чистокровным скифом, родившимся на берегах нынешнего Азовского моря; он был изгнан со своей родины за необузданность нрава и гордость, поселившись в Греции, скоро прославился замечательной храбростью» [23].

По свидетельству Льва Диакона, византийского историка X в., Ахиллес был скифом и происходил из города Мирмидон, лежащего у Меотийского озера (Азовское море). Изгнанный за свой жестокий нрав, он поселился в Фессалии. Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим. Многие средневековые авторы (Евстафий Фессалоникийский, Атталиот) считали Ахилла тавроскифом»[24]. Известный русский византолог академик Василий Григорьевич Васильевский (1838–1899) в статье «Россия и печенеги» утверждал: «Никто, кроме русского князя, не может разуметься под князем мирмидонян. Греческие историки отмечали большую многочисленность мирмидонян и их трудолюбие! Этноним мирмидоняне происходит от греческого слова μυρμήγκι – муравей[25]. Светлые волосы, голубые глаза и другие признаки служат доказательством, что Ахилл был тавроскиф, то есть русский»[26]. Для Льва Диакона тавроскифы и русские – синонимы.

 

Орфей

[19] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 1. С. 20.

[20] Там же. С. 22.

[21] Там же. С. 21.

[22] Там же. С. 21, прим.

[23] Нечволодов А.Н. Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 14.

[24] Демин В.М. От ариев к русичам. М., 2001.

[25] См.: Югов А. К. Думы о русском слове / Ред. Вяч. Горбачев. М.: Современник, 1972. С. 194.

[26] Жуков В.М. Раса Богов. М., 2006.

 

Легендарный певец, музыкант, поэт и философ Орфей (др.-греч. Ὀρφεύς) был основателем культовых обрядов орфических мистерий и религиозно-философского учения – орфизма. Родом он происходил из Гипербореи[27]. Любимец Аполлона. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы [28]. Согласно Лексикону Свиды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений [29].

Легенды Древней Греции изображают жителей Олимпа светловолосыми и белокожими. Гомер называет их светлыми, высокими, светлоокими, златокудрыми или светлокудрыми, героев тоже наделяет могучими белыми телами, женщины в его описаниях – «белоногие» и «румяноланитные».

 

Афина

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ) – богиня мудрости, покровительница ремесел; девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Богиня-воительница, покровительница избранных ею героев. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах. Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой.

Афина Паллада – прекрасная «совоокая» дочь верховного бога Зевса. Она была рождена без матери. Афина была с восторгом принята среди олимпийцев и стала богиней мудрости и ремесел, военной тактики и стратегии, покровительницей героев. Она была любимицей своего отца, и громовержец даже доверял ей свою державную эгиду и молнии. Известный античный поэт и мистик Прокл Диадох в своем гимне говорит о ней: «Мощного дочерь отца, многосильная, с мужеским духом». Она была богиней войны, но, в отличие от Ареса – буйного бога битвы, не испытывала радости при виде крови и смерти, предпочитая решать споры и утверждать закон мирным путем. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной.

Афина в отличие от других женских божеств, обладает мужскими атрибутами – носит шлем с высоким гребнем, одета в доспехи, держит в руках копье и щит; ее также сопровождают священные животные сова – символ мудрости и змея – символ перерождения и вечности.

Пиндар называл Афину «сероокой и русоволосой[30], а Гомер употребил эпитет γλαυκῶπις (совоокая)[31]. Необходимо отметить малоизвестный факт, что в древнерусской традиции хранителем семьи и домашнего очага

[27] Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С. 397. Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции. Изд-во «греко-латинский кабинет». http://www.mgl.ru

[28] Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С. 397.

[29] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 36

[30] Пиндар. Немейские песни X 7

[31] Гомер. Одиссея I 44

 

была сова. Во времена наших далеких предков сову в народе называли овиной, то есть хранительницей собранного с полей урожая [32]. В русском народе считалось хорошим знамением ко благу, благополучию и обилию в доме, если близ жилища или овина поселялась сова.

Гомер описывает подготовку Афины к бою: ее доспехи, эгиду, шлем, копье и колесницу[33]. Подобная атрибутика была присуща крылатым богиням Гипербореи[34]. Она покровительствует Гераклу, Ахиллесу, Одиссею, которые названы также Гиперборейскими! Гекатомбеон (июль–август), был посвящен Аполлону и одновременно с ним почитали и Афину Палладу, как покровительницу гипербореев. Особенностью изображения Троянской Афины являются дополнительные атрибуты: веретено и прялка. Эти предметы – символы принадлежат русской богини Ладе и Макоши. Культ Пал-Лады напрямую связан с народом палов. Их земля находилась в Анатолии до падения Трои [35].

 

Прометей

Прометей (др.-греч. Προμηθεύς) – царь скифов [36], двоюродный брат Зевса [37].

Прометей похитил огонь у Гефеста, унес с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. В наказание Зевс направит людям первую женщину – Пандору. По одной из версий мифа, получить огонь Прометею помогла Афина [38]. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале в Скифии[39]. Прикованный Прометей был обречен на непрекращающиеся мучения – прилетавший орел выклевывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились в течение всего героического века,[40] пока Геракл для упрочения своей славы не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Произошло это незадолго до Троянской

[32] См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 тт. Репр. с изд-ия 1869. М.: Индрик, 1994.

[33] Гомер. Илиада V 733–747, VIII 384–391.

[34] Тулаев П.В. Афина и Атенеи М., 2006. С. 9.

[35] Тулаев П.В. Афина и Атенеи. М., 2006. С. 29.

[36] Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist) 31 F30 (Herodorus Heracleensis); Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) Vol.II, Lib.I, s.34 (Herodorus Heracleensis).

[37] Аза Алибековна Тахо-Годи. Греческая мифология / Федорова Е.В., Соколова Г.И. М.: Искусство, 1989. С. 23–304.

[38] Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь. М., 2006.

[39] Аза Алибековна Тахо-Годи. Греческая мифология / Федорова Е.В., Соколова Г.И М.: Искусство, 1989, С. 27

[40] Гай Юлий Гигин Мифы 54; 144; Астрономия II 15, 3. Гай Юлий Гигин (лат. Gaius Iulius Hyginus; умер в 17 году) – древнеримский эрудит и писатель, современник Октавиана Августа. Являлся учеником Александра Полигистора. Согласно сообщению Светония, он был освобожден из рабства императором Октавианом Августом и назначен главой Палатинской библиотеки. Возможно, имя Гая Юлия упоминается в одной надписи из Рима, датируемой первой половиной I в., где он значится в числе прочих знатных вольноотпущенников.

 

войны [41]. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам [42]. После освобождения Прометея между ним и Зевсом происходит примирение, которое, как полагают некоторые, означает торжество Прометея.

 

Геспериды

Геспериды (др.-греч. Ἑσπερίδες) – персонажи мифологии, именовавшиеся по отцу Гесперу или по матери Геспериде: по отцу – нимфы, дочери Геспера (Вечерней Звезды) и Нюкты (Ночи); по матери – семь дочерей Геспериды и Атласа, которые вместе с матерью преследовались Орионом. Обитали на счастливых островах, в стране Гипербореев [43]. В саду, где они жили и который охранялся драконом Ладоном, росли золотые яблоки – свадебный подарок, поднесенный Геей Гере. Достать эти яблоки было 11-м подвигом Геракла. У Псевдо-Аполлодора это четыре сестры: Эгла (Αἴγλη «сияние»), Эрифия (Ἐρύθεια «красная»), Геспера (Ἑσπέρα «вечерняя» — старшая из сестёр) и Аретуса (Ἀρέθουσα). Семь дочерей Геспериды и Атласа: Мая, Электра, Тайгета, Астеропа, Меропа, Алкиона и Келена. Их назвали Плеядами (Πλειάδες), потому что они дочери Плейоны [44].

 

Илифия

Илифия (др.-греч. Εἰλείθυια) – богиня родов. «Из гиперборейской страны приходит и та богиня рожениц Илифия, которая помогает Лето при рождении ею Аполлона и Артемиды» [45]. Эпитет Илифия также использовали относительно богинь Геры и Артемиды, которых связывали с помощью роженицам. Согласно верованиям древних греков, без содействия Илифии не происходили ни одни роды. В большинстве случаев ее участие было спасительным, но в некоторых могло быть и губительным. Илифию считали дочерью Зевса и Геры. Последняя удерживала дочь на Олимпе во время родов возлюбленной Зевса Лето. Также по наущению Геры Илифия задержала роды Геракла, чтобы дать Еврисфею возможность родиться первым и стать царем.

Культ богини имел общегреческое распространение. Он сформировался на Крите, затем через Делос распространился в Аттике и других частях Эллады.

 

Великие гиперборейцы

Жрецы Аполлона – Аристей (др.-греч. Ἀρισταῖος) и Абарис (др.-греч. Ἄβαρις Ὑπερβόρειος) названы многими античными писателями и поэтами гиперборейскими. Довольно часто их называли скифами и почитали как мудрейших людей своего времени. Они учили греков строительству храмов, музыке, поэзии, философии и другим наукам!

Аристей

[41] Аза Алибековна Тахо-Годи. Греческая мифология / Федорова Е.В., Соколова Г.И. М.: Искусство, 1989. С. 121.

[42] Гай Юлий Гигин Мифы 54; 144; Астрономия II 15, 3.

[43] Геспериды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.

[44] Там же.

[45] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян, М., 1996. С. 132.

 

Аристей – сын Аполлона [46] Аполлон отдал мальчика на воспитание Хирону. Музы научили Аристея искусству предсказания и исцеления. Его называли Аполлоном Пастушьим. Воспитан в Ливии нимфами, которые дали ему три имени: Номий, Аристей и Агрей. Научился заквашивать молоко, изготовлять ульи, выращивать маслину и передал знания людям. В Кирене открыл лекарственное употребление сильфия [47]. Призванный жителями по приказанию Аполлона, он боролся на острове Кеосе с палящим жаром, посвятив себя Зевсу Икмайскому (дающему сырость), был царем Кеоса и искупил обильными жертвоприношениями гибель Икария. Диодор Сицилийский рассказывает, что после гибели Актеона Аристей отправился к оракулу Аполлона. Уплыл на Кеос и принес там жертву, чтобы прекратить мор, поразивший Элладу. Прожив некоторое время на горе Гем, Аристей исчез и удостоился божественных почестей[48].

 

Абарис

Жрец Аполлона Абарис гиперборейский упоминается у многих античных авторов, в том числе в трудах Плутарха, Порфирия и Ямвлиха. Абарису приписывается литература религиозного и магического содержания. Будучи боговдохновенным, он давал оракулы и прорицания. Он все время носил в руке золотую стрелу в качестве символа Аполлона с помощью которой мудрец мог получать пророчества, исцелять болезни и путешествовать по воздуху. Он обошел со своими прорицаниями всю Грецию. Абарис был весьма популярен в течение почти всей античности. О нем рассказывает в V в. до н.э. Геродот, о нем помнит еще в V в. н.э. Нонн, употребивший о нем характерное выражение: «Ты слышал об Абарисе, которого Феб на странствующей летящей стреле послал по воздуходвижному пути».

Античная традиция сохранила еще ряд имен выходцев из Гипербореи. Геродот рассказывает, что однажды гиперборейцы послали дары Аполлону на Делос со своими девушками Гиперохою и Лаодикою, которых сопровождало пять гиперборейцев, так называемых перфереев (т. е. носителей, переносчиков). Так как эти последние с Делоса не вернулись, то в дальнейшем гиперборейцы, посылая жертву Аполлону, доносили ее до ближайшего народа, чтобы этот последний доносил ее до своих границ по направлению к Делосу и чтобы прочие народы делали то же самое, пока жертва не доходила до Делоса. Жертву эту гиперборейцы стали теперь завертывать в пшеничную солому. Этот путь по землям Геродот подробно описывает. Когда Гипероха и Лаодика умерли на Делосе, делосцы стали оказывать им большой почет, причем юноши и девушки перед браком приносили на их могилу свои волосы. Геродот отмечает, что еще раньше того из гиперборейской страны прибыли на Делос другие две девушки, Арга и Опида, которые также удостоились почета от делосцев [49].

[46] Аристей // Энциклопедический словарь / Под ред. И. Е. Андреевский. СПб.: Брокгауз–Ефрон, 1890. Т. II. С. 80–81.

[47] Гаспаров М.Л. Примечания в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 431

[48] Аристей // Энциклопедический лексикон. СПб.: 1835. Т. 3. С. 48.

[49] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 130

 

Павсаний (X 5, 7 и сл.) отмечает, что даже само Дельфийское святилище было основано не кем другим, как именно гиперборейцами, к которым причисляется и известный певец Аполлона Олен, и все это – на основании стихов поэтессы Бойо.

«Поэтесса Бойо, написавшая гимн дельфийцам, говорит, что это прорицалище было основано в честь бога людьми, прибывшими от гиперборейцев; в их числе был и Олен; он был первым пророком бога и первый произносил пророчества в гекзаметрах. Вот эти стихи Бойо:

 

«Так многославное тут основали святилище богу

Дети гиперборейцев, Пагас со святым Агийеем».

 

А затем, перечисляя других гиперборейцев, она в конце гимна назвала и имя Олена:

 

«Так же Олен: он первым пророком был вещего Феба,

Первый, песни который составил из древних напевов».

 

Кроме него, ни о ком не сохранилось памяти как о служителе бога; всегда говорили только о женщинах–пророчицах.

Во время нападения галатов на Фокею и на святилище Аполлона, по изображению Павсания, для защиты фокейцев тоже появились гиперборейские выходцы. Когда начался рукопашный бой, и молния ударила в галатов, и на них посыпались камни с Парнаса, то, говорит Павсаний, «перед варварами явились, как привидения, вооруженные воины», и, по преданию, «двое из них, Гиперох и Амадок, явились из страны гиперборейцев». Имена этих выходцев, несомненно, как-то связаны с упомянутыми выше девушками Геродота: Гиперох есть мужское имя от женского Гипероха, а Амадок очень напоминает Лаодику. Аналогичное сообщение о галатах Павсаний делает в другом месте. Менее известны гиперборейские выходцы Опис и Гекаэрг, которые принесли с собой на Делос медные пластины (Псевдо-Платонов «Аксиох»), причем Упис, или Опис, – один из предполагаемых отцов Артемиды, по Цицерону (De nat. deor.), а Гекаэрг – известный эпитет Аполлона; Упис, Локсо и Гекаэрга как дочери Борея и первые приносители жертвы на Делосе упоминаются у Каллимаха; Локсий – тоже эпитет Аполлона»[50].

У Аполлодора отмечено, что Орион, совершивший насилие над Опис, одной из девушек, пришедших от гиперборейцев, был застрелен Артемидой. Это заставляет вспомнить Гомера, где Орион тоже убит Артемидой, но за связь с Эос, в схолиях же к «Илиаде» – за попытку оскорбить Артемиду. У Вергилия Латония, т. е. Артемида, обращается к своей спутнице Опис (упоминается она и у Нонна). Очевидно, Упис, или Опис, мужская или женская фугуры, имеют ближайшую связь с гиперборейским Аполлоном или Артемидой, будучи их представителями или помощниками.

«По Павсанию, «Ахейя прибыла на остров Делос из страны этих гиперборейцев. Затем Меланий из Кум в гимне к Опис и Гекаэрге сказал, что и

[50] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 303–501.

 

эти девушки прибыли на Делос из страны гиперборейцев еще раньше, чем Ахейя. Наконец, по схолиасту к Аполлонию Родосскому, Дурис говорил о прибытии Зета и Калаида из страны гиперборейцев для участия в походе аргонавтов. Фанодик в первой книге «Делосских сказаний» сообщал, что Зет и Калаид прибыли для этого плавания из гиперборейской страны. Прибытие из гиперборейской страны всегда мыслилось происходящим в чрезвычайно торжественной и величественной обстановке. Плутарх сообщает: «…священные приношения гиперборейцев, говорят, доставлялись в древности на Делос под звуки флейт, сиринг и кифары». Все делосцы являются выходцами все из той же гиперборейской страны (Евсевий).

Необходимо упомянуть прародительницу аргосских героев Ио, которая, правда, не была в самой гиперборейской стране, но, по Эсхилу, доходила до пределов этой страны. Знаменитый потомок Ио Персей посетил гиперборейцев в то время, когда он боролся с Горгонами. О его посещении рассказывает Пиндар.

Страну гиперборейцев посетил также и другой, еще более знаменитый потомок Ио Геракл. По одной версии, Геракл посетил гиперборейскую страну с целью получить оттуда маслину для разведения маслиновой рощи в Олимпии и для изготовления венков победителям в учреждаемых им Олимпийских играх»[51].

Пифагор

Ученик Сократа Аристипп считал, что философа звали Пифагором, так как «он говорил (др.-греч. ἀγορεύω) правды не меньше пифии (др.-греч. Πῡθῐ́ᾱ)». Эпименид, Евдокс Книдский и Ксенократ Халкидонский называли Пифагора сыном Аполлона, который вступил в любовную связь с женой Мнесарха Партенидой. Ямвлих приводит легенду как дельфийская пифия предсказала Мнесарху рождение сына, который будет выделяться красотой и мудростью и принесет человечеству величайшую пользу. Поэтому на радостях Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребенку – Пифагор («тот, о ком объявила Пифия»). Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в финикийском городе Сидоне. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе[52]

 

Бореады

Бореады (др.-греч. Βορεάδαι) – персонажи мифологии по имени Зет (Ζήτης) и Калаид (Κάλαϊς), крылатые сыновья бога северного ветра Борея и афинской царевны Орифии. Приняли участие в плавании аргонавтов в Колхиду. Бореадов представляли с крыльями на ногах и голове, и черно-синими волосами. Согласно Овидию, в юности у них выросли крылья. По Дуриду и Фанодику, они прибыли из страны гипербореев[53]. Прибытие из

[51] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 130.

[52] О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейа, 2002.

[53] Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 211 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 475

 

гиперборейской страны всегда мыслилось происходящим в чрезвычайно торжественной и величественной обстановке. Плутарх сообщает: «…священные приношения гиперборейцев, говорят, доставлялись в древности на Делос под звуки флейт, сиринг и кифары». Большинство гиперборейцев, посещавших эллинские земли – в родстве с богами или, как минимум, водят с ними дружбу. Все гиперборейцы, по Евсевию, и все делосцы являются выходцами все из той же гиперборейской страны[54].

 

 

Краткие выводы

Главными богами пантеона Древней Греции и вообще всего древнего мира были не греческие боги, а гиперборейские. Сверхчеловеческие качества гиперборейцев подчеркиваются античными писателями и поэтами в рассказах об их появлении в самые ответственные и напряженные моменты истории. «Таким образом, можно заметить, что по представлениям греков, сформировавшимся в архаическую эпоху, Гиперборею населяют боги и герои, время от времени вмешивающиеся в жизнь эллинов, открывающие им тайны мироздания и оказывающие помощь в трудную минуту. Следуя эвгемеристической традиции, легко представить на месте этих богов и героев представителей более развитой цивилизации, обожествленные греками за их заслуги и благодетельство» [55].

 

Н.В. Солнцев

 

[54] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 130.

[55] Матвейчев О.А. Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых. М., 2019. С. 296.

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.