search
top

РУССКАЯ ТРОЯ – РУССКИЙ ТРОЯН, КТО ОН

Русская земля

 

Русский Троян. Кто он?

«Слово о полку Игореве» (XII в.) – это уникальное произведение древнерусской письменности, имеет значение не только как памятник литературы, но и как историко-археологический источник, содержащий уникальные сведения о Древней Руси.

Одним из важных сведений которое сохранилось в повествовании «Слова» это имя Троян.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь», «земля Трояня» и «тропа Трояня».

«О Боян, соловей старого времени!

Вот бы ты походы эти воспел,

скача, соловей, по мысленному древу,

летая умом под облаками,

свивая славу обоих половин этого времени,

рыща по тропе Трояна

через поля на горы».

***

«Были века Трояновы,

Минули годы Ярославовы,

 

были и войны Олеговы,

Олега Святославича».

***

«Встала обида в войсках Дажьбожьего внука,

вступила девой на землю Троянову,

восплескала лебедиными крылами

на синем море у Дона, плескаясь,

прогнала времена обилия».

***

«На седьмом веке Трояна

кинул Всеслав жребий

о девице ему милой.

Хитростью оперся на коней

и скакнул к городу Киеву,

и коснулся древком

золотого престола киевского»[1].

В.М. Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником» 1899 г.

[1] Слово о полку Игореве : Сборник исследований и статей / Под ред. чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц ; Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). – Москва ; Ленинград : Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950.

 

В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»  1880 г.

 

По мнению академика Д.С. Лихачева (1906-1999,) из текста «Слова» следует, что «вечи Трояни» — это языческие века русской истории, предшествующие векам Ярослава Мудрого, «земля Трояня» – Русская земля, «тропа Трояня» – божественные пути, по которым рыщет кудесник Боян, имеющий отношение к богам»[2].

Выражением «рыща в тропу Трояню» автор «Слова» сказал о способности Бояна перевоплощаться в серого волка, бегущего по земле, сизым орлом, летящим под облаками и т.п. Боян был не только знаменитым в свое время певцом, но и не менее знаменитым кудесником. Автор слова ставит его в прямое родство Велеса, называя его Велесовым внуком:

«Так бы пришлось внуку Велеса

воспеть песнь Игорю:

Не буря соколов занесла

через поля широкие –

[2] Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. М.-Л., Изд-во АН СССР. 1950. 2-е изд., доп. М.-Л., Изд-во АН СССР. 1955.

 

стаи галок бегут

к Дону великому.

«Или так бы начать тебе петь,

вещий Боян, Велесов внук:

Кони ржут за Сулой –

звенит слава в Киеве;

трубы трубят в Новгороде –

стоят стяги в Путивле!»[3].

Дендроглиф ТРОЯ ТРОПА ТРОЯНОВА. Село Дретово Козельского р-на Калужской обл.

[3] Слово о полку Игореве : Сборник исследований и статей / Под ред. чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц ; Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). – Москва ; Ленинград : Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР. Л., 1950.

 

Дендроглиф ТРОЯ ТРОПА ТРОЯНОВА обведен белой линией

Дендроглиф ТРОЯНЯ ТРОПА село Копцево Мещевского р-на

Дендроглиф ТРОЯНЯ ТРОПА обведен белой линией. Село Копцево Мещевского р-на Калужской обл.

 

«Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля».

Автор «Слова» противопоставляет новые времена усобиц – старым временам, когда, по его мнению, существовало единство между князьями. Если понимать «вечи Трояни» как именно старые времена, например, времена образования и расцвета Руси, когда русские князья с честью побеждали «поганых», то становится понятным следующая строка «Слова»:

 

«На седьмом веке Трояна

кинул Всеслав жребий

о девице ему милой»[4].

Исследователями «Слова» указывалось, что «седьмой век» может означать «последний век», и именно в это последнее время, когда уже начинало рушиться единство между князьями, жил Всеслав Полоцкий и «метал свой жребий». Ранее автор указывает, что «крамола ковалась» Олегом Святославичем, современником Всеслава. Возможно, когда требуется противопоставить времена единства междоусобицам Олега, то о «веках Трояна» говорится в прошедшем времени. Всеслава же автор считает последним представителем этих славных веков, одним из тех, чьей славы лишились потомки:

«Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую,

на богатство Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

от земли Половецкой!»

Встала обида в войсках Дажьбожьего внука,

вступила девой на землю Троянову,

восплескала лебедиными крылами

на синем море у Дона, плескаясь,

прогнала времена обилия»[5].

Большинство российских исследователей «Слова о полку Игореве» XIXXX вв. считают, что «земля Трояня» – это Великая Русь.

[4] Слово о полку Игореве : Сборник исследований и статей / Под ред. чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц ; Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). – Москва ; Ленинград : Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950.

[5] Тамже

 

Карта Древней Руси по Ал-Идриси[6]. Реконструкция Конрада Миллера. Институт археологии, вып. XLIII[7]

На карте арабского географа Ал-Идриси видно, что Троя находилась на землях Древней Руси в Волго-Окском бассейне, а также верхнего и среднего течения реки Дон.

 

Троянова тропа

Троянова тропа – это путь совершенных, таких как Боян и князь Всеслав, способных в силу магического посвящения принимать вид зверей и птиц и т.д. Троянова тропа – это путь инициации воина и волхва. Боян скорбит о том, что ушли те времена, когда

[6] Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед ибн Абдаллах ибн Идрис ал-Хаммуди ал-Хасани (493/1100, Сеута — 560/1165, Сицилия или Сеута), известный как аш-Шериф ал-Идриси или просто ал-Идриси — знаменитый арабский географ, автор географического сочинения, составленного по инициативе короля Сицилии Рожера II в 1154 году.

[7] Краткие сообщения Института истории материальной культуры. / Краткие сообщения Института археологии. Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идриси 1154 года. М.-Л. 1952. С. 3-45

 

избранные и способные принимали тайное посвящение, чтобы получить чудодейственные дары:

«Хитростью оперся на коней

и скакнул к городу Киеву,

и коснулся древком

золотого престола киевского.

Отскочил от них лютым зверем

в полночь из Белгорода,

объятый синей мглой, добыл удачу:

в три попытки отворил ворота Новгорода,

расшиб славу Ярославу,

скакнул волком

до Немиги с Дудуток.

А Немиге снопы стелют из голов,

молотят цепами булатными,

на току жизнь кладут,

веют душу от тела.

Всеслав-князь людям суд правил,

князьям города рядил,

а сам ночью волком рыскал:

из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани,

великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Хоть и вещая душа была у него в храбром теле,

но часто от бед страдал.

Ему вещий Боян

ещё давно припевку, разумный, сказал:

“Ни хитрому,

ни умелому, ни птице умелой

суда Божьего не миновать![8]»

Автор «Слова» дает яркое описание сверхъестественных возможностей, какими обладал князь Всеслав – «отскочил лютым

[8] Слово о полку Игореве : Сборник исследований и статей / Под ред. чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц ; Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). – Москва ; Ленинград : Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950.

 

зверем», «в три попытки отворил ворота Новгорода», «сам ночью волком рыскал: из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани», «великому Хорсу волком путь перерыскивал»! Сам принцип посвящения и чин обряда утерян навсегда, но отчасти можно понять ключевой смысл инициации в воина и волхва:

  1. духовное воспитание внутреннего мира и воли человека
  2. прохождение обучения воинским ритуалам
  3. обучение всем видам ведения боя
  4. обучение стратегии и тактики
  5. совершенное знание, полученное в инициации и использование его в течение всей жизни на благо людей и для защиты своего Отечества.

Одним из видов воспитания воина и его преображение в новую жизнь, как воина и защитника было посвящение через прохождение тайного пути – тропы Трояна (лабиринт).

Лабиринт, представляющий собой тайный путь (secretum modo) к сакральному месту, и где герой должен преобразиться тем или иным образом (обряды инициации, в которых герой вступал в битву, умирал и воскресал), называли Троей.

«На этрусском изображении лабиринта написано «truya». Вергилий сообщает, что игры у лабиринта назывались у римлян «Троя». Лабиринт считался крепостью у древних римлян. Египетский иероглиф, обозначавший понятие «дом», не похож на дом, но имеет лабиринтообразный извод. В публикациях о лабиринтах обычно упоминается рисунок на этрусской вазе с изображением всадников, выезжающих из лабиринта. На лабиринте написано «Троя». Почему лабиринт назван именем легендарного города? В играх, устраивавшихся у каменных или дерновых лабиринтов, участвовали всадники или фигурировал деревянный конь. Сами же лабиринты носили название «Троя». Троя – исконное название лабиринта и олицетворявшейся им мифической крепости. По-видимому, в поэме Гомера предание об осаде греками города в Малой Азии смешалось с популярным мифом, и поэтому город,

 

который в действительности назывался Илионом, прозвали Троей»[9][10].

Русская Троя (Лабиринт) село Мерконичи Мещевского р-на

Русская Троя Мерковичи Мещевского р-на. В правом верхнем участке лесного массива виден дендроглиф: ЗА РУСЬ

 

Троянова тропа это путь посвящения в войны (богатыри) для служения своему народу и Отечеству.

[9] Голан А. Миф и символ. М., 1993. С. 125-131.

[10] «Троян в «Слове» – «Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 5 т. / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

 

В.Я. Пропп (1895–1970) анализируя древние сказания нашего народа об обряде посвящения, описал отчасти, как это происходило:

«Учитель, к которому попадает мальчик, – глубокий старик, колдун, леший, мудрец. Он учитель разным наукам. Живет он «за морем», «за рекой», т. е. где-то в другом царстве, иногда в другом городе. За Волгой, в городе такой был мастеровой человек, учил разным языкам и разным изделиям, и по-всячески может он оборотиться. Обучал он молодых людей – ребят, брал их от отцов-матерей на три года. Он является, если сесть на пень.

Из этих примеров видно, что учитель является из леса, живет в другом царстве, берет и уводит от родителей детей в лес на три года (resp. на один год, на семь лет).

Чему же мальчик или герой выучивается у него? Выучивается оборачиваться в животных или обучается языку птиц. «Отдали они его учиться на разные языки к одному мудрецу аль тоже знающему человеку, чтоб по-всячески знал. Когда ученье кончилось, о нем говорится: «Сын твой в науке хорош, силы могучей». «А он волшебную имел великую силу и хитрость; знал такую силу, что не то что было, а знал, что вперед будет».

«Способ, каким производится обучение, почти никогда не сообщается. Никогда также не описывается жилище учителя. Только в одном случае мы узнаем, что это «дом в саду», в котором живет 12 молодцов. В другом случае мы слышим о «широком учебном подворье». «Все эти частности: лесной характер учителя, уход детей от родителей, колдовской характер ученья, уменье превращаться в животных или понимать язык птиц и т. д. – все эти частности заставляют отнести и этот круг мотивов к тому же явлению, к которому отнесены предыдущие мотивы – обряду посвящения. Обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова. При посвящении юноши вводятся во все мифические представления, обряды, ритуалы и приемы племени. Один очевидец говорит, что «они сидели тихо и учились у стариков; это было подобно школе». Однако не в

 

этом все-таки суть дела. Дело не в знаниях, а в умении, не в познании воображаемого мира природы, а во влиянии на него. Герои русской сказки приносят от лесного учителя не пляски: они приносят магические способности! Посвящение дает в руки героя какой-нибудь волшебный дар и что при помощи этого дара он достигает своей цели. Этот дар – или какой-нибудь предмет (кольцо, ширинка, шарик и многое другое) или животное, главным образом – конь[11][12].

Российский историк, доктор исторических наук, профессор, Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928–2004) отметил, что упоминание Трояна в одном ряду с князьями Ярославом и Олегом предполагает, что в данном случае «речь идёт о правителе, а не о божестве[13]»

[11] Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. Л. 1946. С.194-197

[12] Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970) — филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста.

[13] Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 55.

 

А.Г. Кузьмин счёл несообразным объяснение «седьмого века Трояна» как «последнего века язычества», никак не связанного с хронологической протяжённостью. Ибо, как он утверждал, в русской языческой мифологии вообще не обнаруживается следов мистификации числа 7 [14]

Речь идёт о конкретном правителе, благодаря которому Русская земля называется Трояновой землёй, правившим в конкретное время – за семь веков до Всеслава Полоцкого, легендарного и популярного князя-оборотня, захватившего власть в Киеве в 1068 году.

А.Г. Кузьмин отмечает наличие в истории Древнейшей Руси двух великих правителей с именем Троян. «Правы те, кто считает Трояна правителем VI века н.э. В этом случае он – создатель “Словенского царства” русов, предшественник Добряты и Мусокия (“Словенское царство” русов.). Можно предположить, что было два Трояна. <…> Наконец, вспомним, что «Деяния данов» Саксона Грамматика помнят древнего русского «конунга» Траннона, который был предшественником Олимара и Флокка – Флаккитея Ругиландского (Святая Русь – легендарная история королевства на Дунае.), то есть правил в IV веке н.э. Постоянные отсылки автора «Слова» к временам Трояна, с которым поэт сравнивает главного героя поэмы Игоря Северского, позволяют нам составить некоторое представление о биографии древнего русского князя. Игорь Северский совершает героический поход вглубь Половецкой степи – становится понятным, что Троян был героем давней войны русов со степняками, в которой русы и их предводитель вышли безоговорочными победителями». О том же молчаливо свидетельствуют громады Трояновых – Змиевых валов[15].

[14] Кузьмин А.Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 58

[15] Никонов И.Е. Культуры скифов, сарматов и ранних славян. – Ч. V. – М.: изд-во Университета дружбы народов, 1977. С. 49.

 

Змиевы валы

 

Археология не дает точной датировки закладки валов и логично предположить, что строительство столь колоссальных укреплений началось на Руси еще в древние времена.

Что еще необходимо отметить об исключительном значении личности Трояна:

  1. Троян восстановил и сохранил Древнюю Веру;
  2. Троян оборонил новые русские земли от степной угрозы, построив первые Змиевы валы;
  3. Троян победоносно закончил войну со степняками, совершив поход в саму Степь!

Такие походы совершались при Владимире Мономахе, едва не истребившем половецкие племена и орды, при Святославе Храбром, уничтожившем Хазарию, наконец, при Игоре, о котором летопись кратко сообщает, что в 914 году он совершил победоносный поход на печенегов.

Летописец, вычеркнувший Трояна из русской истории, просто приписал Игорю поход его отца, а в 914 году печенегов громил именно Троян. Новгородская первая летопись (Н1Л) датирует

 

правление Игоря 920 годами! Но тогда выходит, что Олег Вещий казнил Аскольда (Оскольда) по приказу Трояна, по его приказу громил хазар, выгоняя их из Северской и Радимской земли, и что Троян разбил печенегов, изгнавших мадьяр из Причерноморья, на долгие годы, обеспечив покой Русской земле! В этом случае действительно образ Трояна приобретает колоссальное значение для русской истории, а Русская земля оправдано приобретает имя Трояновой в устах поэта, ведь гением Трояна она и стала Русью!

А.Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век – седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий»[16].

Великая Русь

О веке Трояна А.Г. Кузьмин писал: «Буквальное значение слова “век” в древности это время жизни человека, предмета, явления»[17]. Поскольку речь в «Слове» в связи с этим шла о князе

[16] Кузьмин А.Г. «Слово о полку Игореве» о начале Русской земли. // «Вопросы истории». – 1969, № 5.

[17]  Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 57

 

полоцком Всеславе, то Кузьмин решил, что Всеслав – седьмое колено от родоначальника русских князей[18].

Н.В. Солнцев

[18] Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. — М.: Изд-во МГУ, 1977.

 

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.