РУССКАЯ ТРОЯ – ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ СМУТА
Миниатюра Марко Поло из книги 1410—1412 гг.
Великая русская смута
История Руси XIII–XV вв. – это время непрерывных междоусобиц, причину которых мало кто понимает. Причина всей многовековой смуты – дележ власти между русскими князьями и их попытка «усидеть на двух стульях»: православном и католическом. В русских летописях сохранились сведения о постоянном присутствии в свите многих русских князей католических бискупов (епископов), послов папы Римского и разного рода западных «советников». Князья присматривались, какой союз более выгодный – с католиками или византийцами. Что лучше – получить из рук папы Римского корону или провести выгодную сделку с Константинополем, т.е. получить царскую тиару, а в свою вотчинную епархию митрополита «всея Руси». К величайшему сожалению, о судьбе русского народа задумывались мало. Жажда власти и привилегий совершенно затмило ум и совесть. Русские князья ради личных выгод бросили в огонь братоубийственной войны собственный народ. Коварно и беззаконно в это время поступали на Руси некоторые греческие православные архиереи и их «помощники».
В русских летописях сохранились известия о постоянном переосвящении вновь прибывшими греческими епископами престолов и антиминсов в русских храмах. Храмы, которые ранее были освящены русскими епископами, греки всегда переосвящали. Греки поступали так всегда и вели себя совершенно бесцеремонно, тем самым выражая свое пренебрежение к Русской Церкви и русскому народу. Более того, это было прямое кощунство и святотатство. Греки епископы, поступая так, показывали свое неверие в святость и благодатность Русской Церкви и русского священства!
Миниатюра Марко Поло из книги 1410—1412 гг.
Можно привести один исторический пример отношения греков к русским святым подвижникам. Е.Е. Голубинский (1834–1912) в книге о преподобном Сергии игумене Радонежском приводит рассказ о том, как греческий епископ, сомневавшийся в святости преподобного Сергия, был наказан Богом внезапной слепотой, как только подошел к святому в ограде Троицкого монастыря. Только после слезного раскаяния и покаяния греческий епископ признался преподобному в своем неверии в его святость и просил об исцелении наступившего страшного недуга, которым он был наказан. Преподобный Сергий великодушно простил его и разрешил от греха, и епископ тотчас получил совершенное исцеление. [1]
[1] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. М., 1892. С. 145
Миниатюра Марко Поло из книги 14101412 гг.
Иллюстрации Марко Поло
Марко Поло (1254–1324), итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». В книге он подробно описывает историю своего путешествия по Азии и семнадцатилетнее пребывание при дворе хана Хубилая (1215–1294). Марко Поло во время своего путешествия делал зарисовки. На всех его изображениях видны только типичные европеоиды и нет ни одного рисунка, где бы присутствовали так называемые «монголы». Можно быть совершенно уверенным в том, что это не собирательные образы, которые живописал Марко Поло, а подлинные изображения людей той далекой эпохи [2].
[2] Иллюстрации Марко Поло дошли до наших дней благодаря книге герцога Бургундского, выпушенной в 1410 г. В 2002 г. они были напечатаны во Франции как альбом миниатюр из «Книги чудес». Русский перевод под названием «Путешествие в 1286 году по Татарии и другим странам Востока Марко Поло, венецианского дворянина, прозванного миллионером» вышел в 1873 г. в 3-х ч.
Миниатюра Марко Поло из книги 1410—1412 гг.
Походы Батыя
Князь Александр Невский, чтобы спасти и защитить Русь и ее народы, заключил военный союз с Батыем против зачинщиков разделения Святой Руси – удельных русских князей, которые стали проводниками политики Запада по развалу единого государства.
Походы Батыя:
- первый поход 1237–1238 гг.
- второй поход 1239 г
- третий поход 1240 г.
В Ономастиконе можно найти семантическое значение древнерусского имени Батый [3]. На скифо-арийском языке имя Батый:
बटु /baṭu/ бату
- m. мальчик
- сорванец
В результате этих походов были навсегда устранены от права на власть такие города, как Рязань, Владимир, Суздаль и Киев. В 1327 г. произошло восстание в Твери, в ходе которого был убит двоюродный брат хана Узбека Чолхан, его свита, а также практически все ордынцы, включая купцов и сборщиков податей. Восстание было подавлено совместными усилиями войск московского и суздальского князей, а также войсками хана Узбека. Результатом этого карательного похода стало разорение города Твери и окончательный
[3] См.: Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 14.
переход политического лидерства к Москве, как единому национальному духовно-политическому центру
Последний нарушитель порядка и закона на Руси был Новгород Великий. В 1478 г. Иван III окончательно присоединил Новгород к Московскому великому княжеству. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. 15 декабря 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона (1390–1461). Впервые независимо от решения Константинопольского патриаршего престола в Русской Церкви был избран русский митрополит. С этого времени всероссийский митрополит стал избираться только из числа коренного народа Собором русских епископов с согласия Московского великого князя.
Миниатюра Марко Поло из книги 1410—1412 гг.
Не может быть ига и угнетения со стороны
несуществующего народа
От Причерноморья до Русского севера, от Алтая и Саян и до Тихого океана русичи были главной ведущей военно-политической силой, объединяющей и организующей все коренные народы великой державы. Так называемые «монголы-татары» не были представителями монголоидной расы. Антропологические исследования XIX–XX вв. показали полное отсутствие на Руси монгольского антропологического типа! Предки современных монголов находились на низком уровне развития. Они не имели ни военного, ни экономического, ни духовно-культурного потенциала, чтобы совершить ряд масштабных походов и создать континентальную империю. Таким потенциалом обладали только сотни родов русичей, объединенных одним языком, тысячелетними духовными традициями, включая военные, соответствующей экономической мощью, развитой металлургией.
Настоящими т.н. «монголами» были русичи, русоволосые светлоглазые воины. Именно русичи создали Великую Русь и Великую Московскую Тартарию. В ее состав была включена вся половецкая степь, Рязанская, Владимирская, Новгородская, Киевская, Черниговская и Галицкая Русь, земли Западной и Восточной Сибири, Алтая и Дальнего Востока.
«Только с XIV в. татарами стали называть некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды» [4].
Миниатюра Марко Поло из книги 1410–1412 гг.
Не может быть ига и угнетения со стороны несуществующего народа. А если точнее, то не может быть ига народа со стороны самих себя, ибо «татарами» или «тартарами» европейцы называли всех ордынцев, включая и этническое русское население Орды.
Слово “иго” праславянское и древнерусское. Точное значение этого слова находим в скифо-арийском языке:
युग /yuga/ юга
- m. n. ярмо
- пара запряженных волов
- двойная строфа (образующая стих)
- поколение, род
- период жизни
- воздушное пространство
- отрезок времени в 5–6 лет
- юга (мировой период)
[4] См.: Татары, в историческом смысле // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
Миниатюра Марко Поло из книги 1410–1412 гг.
Начало перемен в Орде
После прихода к власти хана Узбека (1313–1341) в Орде началась всеобщая исламизация. Знать Орды была исламизирована, а та часть, которая оказала сопротивление, была уничтожена. Исламизации подверглась вся культура Орды. Это стало первопричиной смуты и развала Орды. Византийские хронисты отождествляли русичей с таврами и скифами, а Русь со Скифией. Все войны этого периода в Орде – внутренние войны, усобицы. Булгары также близки русичам своим родом, поэтому ордынская и татарская знать легко переходила на службу к русским и русско-литовским князьям, вступали в брачные союзы, становились частью элиты Русского государства.
Большая часть населения Орды еще долго сохраняла свою древнюю языческую веру. Так, в «Сказании о Мамаевом побоище», русском литературном памятнике XV в., упоминаются боги, которым поклонялись «татары». Среди них Перун, Хорс и др.: «Погании же бѣжаще кричаху, глаголюще: «Увы нам, нашь царю Мамаю! Възнесе бо ся высоко – и до ада сшелъ еси!» Мнозии же уязвении наши, и тѣ помагаху, сѣкуще поганых без милости: единъ русинъ сто поганых гонить. Безбожный же царь Мамай, видѣвъ свою погыбель, нача призывати богы своа Перуна и Салавата, и Раклиа, и Гурса (Хорса), и великого своего пособника Махмета. И не бысть ему помощи
от них, сила бо святого Духа, аки огнь, пожигаеть их» [5]. В летописях и некоторых житиях святых Русской Церкви сохранились описания, каким богам поклонялись, т.н. «монголы» и «татары». Они почитали солнце, огонь и куст (купина), как и русские староверы. Это прямое свидетельство религиозного единства русских и т.н. «татар»! Напомним, что двоеверие (параллельное сосуществование христианского православия и древнерусского язычества) на Руси сохранялось до конца XVIII в. [6]
Миниатюра Марко Поло из книги 1410—1412 гг.
В 1237–1240 гг. русские княжества были вынуждены бороться с западными рыцарями. Папа Римский Григорий IX благословил военный поход для очередной экспансии на северо-восток. Князю Александру Невскому и русскому войску удалось наголову разбить Тевтонский орден. После сокрушительного поражения орден отказался от всех территориальных претензий к Великому Новгороду и вернул все земли, захваченные не только на Руси, но и в Латгалии [7]. Таким образом, последствие от поражения, нанесенного немецким рыцарям, был колоссальным, в первую очередь – в политическом отношении.
Если перед «нашествием» общее количество укрепленных городов на Руси составляло несколько тысяч, а ведущими по их количеству были
[5] Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. ИРЛИ РАН. СПб.: Наука, 1997. Подг. текста В.П. Бударагина и Л.А. Дмитриева, перевод В.В. Колесова, публикуется по списку первой половины XVI в. (РНБ, Q. IV, 22).
[6] Титов А.А. Терюшевский бунт // Русское обозрение. 1893. № 8–10.
[7] Латгалия – восточная часть Латвии. Занимает примерно 1/4 часть территории страны. Включает 6 районов с центрами: Балви, Лудза, Резекне, Прейли, Даугавпилс, Краслава.
Черниговская, Галицко-Волынская, Смоленская и Киевская земли, то в результате «нашествия» общее количество укрепленных городов сократилось вдвое. Наибольший ущерб понесли земли Южной Руси: Киевское, Переяславское, Галицко-Волынское и Черниговское княжества. Исключение составили Великий Новгород, Псков, а также города Смоленского, Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Эти сохранившиеся города и княжества были союзными князю Александру и Батыю. Все княжества пытавшиеся принять власть католическую или византийскую были устранены. Наступило время начала созидания великого централизованного государства соединенного единой верой, законом и властью великого князя всея Руси.
«В конце XIII – начале XIV в. произошло восстановление многих укрепленных городов Руси» [8]. «По мнению известного историка д.и.н. М.Н. Тихомирова (1893–1965), в княжествах, пострадавших от нашествия, спустя 30–40 лет началось восстановление культурных ценностей, в частности, с 1270-х гг. началось восстановление письменной традиции. В этот период выделяются «кормчие книги» — церковно-юридические сборники, которые начали создаваться после церковного собора 1274 г. М.Н. Тихомиров отмечал, что созданием «кормчих» Русь противопоставляла свои юридические нормы татарской власти, и это стало началом консолидации русских народных сил» [9].
Российский историк С.М. Соловьёв считал, что «нашествие» не оказало ключевого влияния на развитие русских княжеств. Подобных взглядов придерживались историки В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, А.Е. Пресняков и др.
Миниатюра Марко Поло из книги 1410—1412 гг.
[8]Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV веках: пути политического развития. 2-е изд. СПб., 2016. С. 176
[9] Каргалов В.В. Русь и кочевники. М.: Вече, 2008. С. 234