search
top

Город Юрьев-Польской

Герб Юрьев-Польский

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя – св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях – в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII–XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение – Липицкая битва – произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав(1196–1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил – в честь одного из верховных небесных архистратигов – Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году вМуромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

Княжение Святослава

Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский. В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

 

Краткая история города Юрьев-Польского

Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке – казанского хана Абдул-Летифа, а после него – астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II – в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

 

Михайло-Архангельский монастырь

Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685–1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII–XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность – почти все русские города основаны в XII–XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, апервые летописные упоминания.Причина подобных записей имела чисто практическую сторону – учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982–1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян – скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

МАСКА ЯР РОДА 1а

Фото № 1 а.

 

МАСКА ЯР РОДА 1б

Фото № 1 б.

ЮРЬЕВ ДВА ЛИКА- 1в

Фото № 1 в.

ЮРЬЕВ ДВА ЛИКА -1г

Фото № 1 г.

С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» – РУСЬ – «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

 

РОД РУСЬ 2а

Фото № 2 а.

РОД РУСЬ 2б

Фото № 2 б.

На фото № 2а и 2б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА,НАШ РОД РУСЬ, «РС» – РУСЬ.

Ю-Польский Голова РОДА-ЛЬВА 3а

Фото № 3а.

Ю-Польский Голова РОДА-ЛЬВА 3б

Фото № 3б.

На фото № 3а и 3б – старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи:МИР РОД.Слева – соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОДЛИК, рядом – РУСЬ. За алтарём соборногохрама крупнаянадпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что городЮрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов – РОДА ИЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное.Город-храм – это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода. По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

Ю-ПОЛЬСКИЙ ЯР РОД 4а

Фото № 4а.

 

Ю-ПОЛЬСКИЙ ЯР РОД 4б

Фото № 4б.

Фото № 4а и 4б – это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

Надписи на стенах монастыря 5а.

Фото № 5 а.

Надписи на стенах монастыря 5б.

Фото № 5 б.

Привнимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам!Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.

Надписи на алтарной апсиде 6а.

Фото № 6 а.

 

Надписи на алтарной апсиде 6б.

Фото № 6 б.

На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР,ХРАМ РОДА.

Надписи на алтарной апсиде 7а.

Фото № 7 а.

Надписи на алтарной апсиде 7б.

Фото № 7 б.

На фото – западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне – ЯР РОД.

По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV–XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

 

Н.В. Солнцев

23.10.13 г.

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.