Глава 2
Арсания
Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но… каждый камень в ней живой…
Ф.И. Тютчев
Арсания или Артания (Аржавия) – это древняя священная земля славяно-русичей, которая расположена на большом пространстве, окружающем город Козельск. В неё входили земли Козельска, Дивягорска, Белёва, Ржавца, Перемышля, Дедославля, Домогоща и Гремячева, Волосово-Дудино, Волосово-Звягино, Колосово, Белого Камня, Мещёвска, села Даждь-бога.
Архимандрит Леонид (Кавелин) (1822–1891) в книге «История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужские иерархи» отметил: «Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса называемого АРЖАВСКИМ <…> есть замечательное место: это развалины какой-то исторической постройки, на которую употреблены камни огромной величины» [1]. Далее он описывает вид этого древнейшего капища и народное предание, повествующее о легенде, связанной с этим местом. Архимандрит Леонид стал первым в России историком, описавшим это святилище, которое по оценкам археологов датируется эпохой ПАЛЕОЛИТА!
С санскрита на русский язык Арсания переводится:
आर्षेय /ārṣeya/ аршейя
1. установленный, определенный мудрецами
2. древний, архаичный
3. m. брак, свойственный древним риши (один из восьми видов брака, при к-ром от жениха берется выкуп в две коровы)
आर्ष /ārṣa/ арша
1. закон установленный мудрецами-риши
2. древний, архаичный
3. m. брак, свойственный древним риши (один из восьми видов брака, при к-ром от жениха берется выкуп в две коровы)
अर्थ /artha/ артха
1. n., m. цель, преимущество
2. польза, выгода
3. вещь, предмет
4. богатство, достояние; деньги
5. дело
6. желание, стремление
7. потребность
8. смысл, значение; содержание
अर्थ्य /arthya/ артхья
1. целесообразный
2. богатый
अर्थिता /arthitā/ артхита
1. желание, стремление
2. просьба
अर्थय /arthaya/ артхайя – стараться достичь чего-л., домогаться; просить кого-л. (Acc.) о чем-л. (Acc.)
आराध /ārādha/ арадха
1.m. поклонение
2. почитание
अरण्य /araṇya/ аранья
1. n. даль
2. лес
अर्चन /arcana/ арчана
1.n. уважение
2. почитание
अर्थवन्त् /arthavant/ артхавант
1. значительный
2. понятный
3. целесообразный
4. богатый
А русская земля – Русь – на санскрите имеет глубокий священный смысл:
रस /rasa/ раса
1) жидкость; влага
2) земля, страна
राशि /rāśi/ раши
1. m. груда, большое количество
2. множество людей; толпа
3. стая
ऋषि /ṛṣi/ риши – семь великих мудрецов пришедших с Севера от Полярной звезды, давших многим народам мудрость и знание (m.)
ऋषि /ṛṣi/ риши
1. m. певец свящ. гимнов
2. автор свящ. гимнов
3. риши, мудрец
4. отшельник
5. pl. семь звезд Большой Медведицы
ऋष्व /ṛṣva/ ришва
1. высокий, возвышенный
2. знатный
3. благородный
राष्ट्र /rāṣṭra/ раштра
1) господство
2) государство; страна
3) народ
राजर्षि /rājarṣi/ раджарши (/rāja + ṛṣi/) – царственный мудрец или риши (мудрец царского происхождения) (m.)
Уникальность этого культового комплекса заключается в колоссальном территориальном размахе. Внешние границы священной земли Артании охватывают современные области: Калужскую, Брянскую, Орловскую, Тульскую, восточную часть Смоленской, Московскую, южную часть Тверской. В совокупности получается территориальный квадрат 900х900 километров! Подтверждение тому фотографии, сделанные с высоты птичьего полёта, на которых можно увидеть непрерывную цепь надписей, посвящённых древнейшим русским богам Роду и Маре. Сегодня невозможно представить, какой титанический труд совершили наши предки, посвящая свою землю Небу. Земли Арсании, как водяными знаками, пронизаны и испещрены сакральными надписями имён двух из четырёх главных древнейших богов славян.
Надписи дендроглифов [2] читаются: Род-Мара, храм Рода, храм Мары и постоянный, везде сопутствующий рефрен: «РС» = РУСЬ, – священная земля богов и святых мудрецов, на которую через написание имён богов низпослано благословение!
На фото № 1 виден путевой маяк, находящийся в окрестностях города Козельска, с напольной восточной стороны, указывающий дорогу к святилищу. Здесь расположена группа геоглифов [3] и дендроглифов, посвященных этим богам.
№ 1 – Дендроглиф в виде «колеса», внутри находится надпись: РОД;
№ 2 – такое же «кольцо»;
№ 3 – крупная надпись имени бога РОДА. Если повернуть фотографию на 90°, можно увидеть изображение ликов Рода и Мары. Род имеет величественный вид могущественного мужчины с типичными чертами славянина, смотрящего в анфас. В волосах с левой стороны начертано его имя. Со спины его обнимает Мара-Дева, которая смотрит из-за спины через правое плечо. У нее в локонах волос справа начертано имя – Мара.
№ 4 – уникальное изображение шествующей жрицы богини Мары, которая идёт на восток, в левой руке у неё жезл, которым она показывает направление движения в сторону святилища;
№ 5 – групповое изображение имеет уникальную композицию: в середине находится «козлик» Мары, который передними копытами вращает «колесо» Рода. Впереди стоит «большое колесо» Мары, на нём восседают Род и Мара. Род имеет зооморфный лик Льва, а Мара изображена в образе девушки, обнимающей правой рукой Рода;
№ 6 – изображение жрицы, возглавляющей шествие, подобное изображению № 4.
На фото № 2 представлены: слева «колесо» Рода, а справа – Мары. Если взглянуть на это изображение с помощью увеличительного стекла, то можно увидеть, что по краю «колес» находятся надписи: у четырёхлучевого – Род, у шестилучевого – Мара [4].
Панорамный вид, показанный на фото № 3, указывает точное местоположение урочища «Ч. Городища», центром которого является святилище Рода – это хорошо видно по четырёхлучевому кругу и соответствующим надписям.
На фото № 4 показана территориальная перспектива северной части урочища с расположенными рядом «малыми» святилищами Рода и Мары (№№ 1–15). В большом овале № 11 читаются большие надписи: храм Мары, храм Рода, под № 12 – большая надпись: Род. Расстояния между крайними точками 8х5 километров. На землях арсанских лесов, находящихся у храма Рода, располагаются ещё около 40 малых святилищ!
На фото № 5 видны гигантские дендроглифы с надписью: Храм Рода и Мары.
На фото № 6 просматривается надпись имени священной земли Арсании: АРСАНИЯ, которая расположена на северо-западном крае массива Козельских лесов и своим выступом направлена на место предполагаемого древнего города жрецов – Дедославля, современного села Подборки Козельского района. В верхней части фотографии видна одна из множества стариц протекающей здесь реки Жиздры.
Западный скальный выступ святилища Рода на фото № 7 имеет множество надписей:
№ 1 – Яр – Род;
№ 2 – Храм;
№ 3 – Род;
№ 4 – руническая надпись: «РС» = РУСЬ;
№ 5 – руническая надпись: БОГ и рядом подписано небольшими буквами: «РС» = РУСЬ;
№ 6 – «колесо» Рода;
№ 7 – Род;
№ 8 – «РС» = РУСЬ;
№ 9 – ХРАМ.
На фото № 8 видна обратная сторона скального выступа. На снимке, если смотреть снизу вверх, читаются надписи:
№ 1 – «РС» = РУСЬ;
№ 2 – руническая надпись в виде лигатуры, состоящая из двух графем «ЧЕ» и «ЛО», общим видом символизирующая «козлика Мары», вверху видна небольшая надпись: Род;
№ 3 – шестилучивое «колесо» Мары;
№ 4 – Род;
№ 5, 6, 7 – «РС» = РУСЬ;
№ 8 – Храм, Род, «РС»;
№ 9 – Род, Мара.
По свидетельству А.Н. Афанасьева (1826–1871), автора фундаментального исследования «Поэтические воззрения славян на природу», посвященного историко-филологическому анализу языка и фольклора славян, в Паисиевском сборнике XIV века написано: «извыкоша елени класти требы Артемиду и Артемиде, рекше Роду и рожанице; тации же и египтяне». Желая указать на языческое происхождение веры в Рода и рожаницу, проповедник (св. Григорий) сближает их с подобными же мифическими представлениями у других народов. По его мнению, Род и рожаница значили у славян то же, что и у греков Артемида; для полного соответствия он предает ее имени и мужское окончание: Артемид, и противопоставляет это новое имя – Роду, божеству мужского пола» [5].
«В России также известны Мары, или марухи, – старые, маленькие существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все шепчут, подпрыгивают» [6]. Далее А.Н. Афанасьев отмечает наличие этого божества еще в языке ариев: «Мара – призрак, мары – носилки для мертвых, эти незримые мифические существа, которые, поселяясь в жилищах своих родичей, получали характер домовых гениев; по связи эльфов и родственных им духов с грозовыми тучами (марё – туман, мора – тьма, морок – облака, тучи), мары и кикиморы представляются пряхами. На поэтическом языке ариев облака уподобляются руну, волосам или прядеву, а производимая ими тьма – ночи» [7].
Сохранились свидетельства арабских писателей, в которых содержатся описания священной земли русов. Арсания или Артания (араб. ارثانية ’Arṯāniya), по арабским источникам X века, один из трёх центров русов, наряду с Куявией (Киев) и Славией (Новгород). Информация восходит к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920 года, и воспроизводится у его последователей, так называемой «классической школы» географов: Истахри, Ибн Хаукаля, и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси. Сообщается, чо арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Куйабу и торгуют свинцом и соболями [8].
Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (849/50 –934 гг.) в книге «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») (ок. 930–933 гг.) писал: «Русов три вида. [Один] вид их – ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба, и он – больше, чем Булгар. А вид их самый отдалённый называется Салавийа. А вид их [третий] называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса. Люди достигают для торговли Куйабы. Что же касается Арса, то не упоминают, чтобы кто-нибудь входил в неё из чужеземцев, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о своих делах, и не позволяют никому сопровождать их, и не входят в их страну. Привозят из Арса черных соболей, и олово» [9].
В подтверждение сведений арабских источников о недоступности Арсании для чужеземцев, необходимо отметить: вятичи, жившие на этих землях позже всех приняли христианство. Преподобномученики Кукша и Пимен Постник – первые проповедники христианства на земле вятичей, мученически пострадали здесь около 1215 года [10]. Соответственно, Православие вятичи приняли на 200 лет позже всех славяно-русов. Это свидетельствует о противостоянии христианству язычества в среде вятичей, которые являлись хранителями священной земли Арсании.
Учитывая факт обнаружения уникальных геоглифов и дендроглифов, которые сконцентрированы вокруг главного святилища Рода и Мары, а также сохранившиеся известия арабских географов, можно сделать вывод о том, что на территории России и Европы нет подобного по масштабу святилища, посвященного главным древним богам славян – Роду и Маре.
Территориальное расположение Арсавии, описанное в арабских источниках, в точности соответствует географическому местоположению – между Куйабой (Киевом) и ас-Славийей (Новгородом).
Все перечисленные сведения дают положительный результат поиска – земли вятичей являются древней священной землёй Арсанией.
Локализация Арсании дополнительно проливает свет на вопрос о точном местоположении и названии города Козельска. Сегодня в решении этого вопроса можно окончательно поставить точку. Благодаря обнаруженному дендрографу «козлика» Мары, который находится на территории города Козельска, можно сделать заключение: древнейший город Козельск получил своё название от посвящения его богине Маре, которая имеет зооморфный лик «козлика». Соответственно, противоположенная сторона арсанского леса посвящена богу Роду. Это подтверждает находящаяся на крутом берегу реки Оки, немного севернее древнейшего города Дивягорска (современный Чекалин), гигантская надпись: МИР РОДА.
На фото № 9, 10 видны дендроглифы, обнаруженные с северо-западной стороны города Козельска. На скошенных полях находится изображение Мары, стоящей на подиуме с распростёртыми в сторону руками. Вокруг неё – большое количество «колёс Мары» разного размера.
На другой фотографии видны «колеса» Рода. В предместьях Козельска, помимо указанных изображений, находится масса посвятительных посланий в виде гигантских книг, строки в которых расположены как в обычной современной книге. К сожалению, за многие тысячелетия существования и системную распашку полей буквы в строках очень плохо читаются, поэтому нет возможности прочитать и классифицировать данные дендроглифы.
Надписи вокруг главного святилища поражают своим обилием и разнообразием, многофигурностью композиций и качественной «графикой», а некоторые могут удивить любого специалиста в области каллиграфии мастерством и красотой исполнения, несмотря на гигантские размеры.
На фото № 11 и № 23 изображено большое поле, расположенное около села «Варваренки» Перемышльского района. В левом углу снимка отчетливо видна гигантская надпись-геоглиф, прославляющий род людей, – род Яра-Солнца – Ариев. В правом углу снимка достаточно хорошо видны остатки многочисленных культовых символов.
Удивительным искусством обладали мастера и ведические жрецы, изготовившие геолиф-надпись при таких внушительных размерах: длина надписи около 3 км, а ширина около 350 м, надпись написана словно на бумаге многоопытным каллиграфом: ЯР РОД, далее изображена правосторонняя свастика, затем следует слово: АРЕЕА; заключает надпись руническая надпись, выполненная в виде лигатуры: «СЕ» «РС», т. е. «ЭТО РУСЬ». Лигатура имеет вид рогов ТУРА, положенных набок, и похожа на букву «Е».
На фото № 12 и № 18 виден берег реки Оки, на котором воздвигнут курган-пирамида; перед ним на земле виден геоглиф с рунической надписью: «РС» = РУСЬ, слева от неё другая надпись: МИР, а слева – МАРА. Выше на распаханном под пар поле вокруг оврага визуализируются множество посвятительных надписей древним русским ведическим богам.
На фото № 13 видны два достаточно хорошо сохранившихся кургана, расположенных с южной стороны Спасо-Преображенского монастыря: первый из них имеет вытянутую необычную форму, второй – традиционный круглый. На склонах курганов надписи: РОД АРИЯ, далее, трижды по кругу, идёт надпись: АС, что значит БОГИ и слева видна большая надпись: МАРА. На Воротынском городище имеются посвятительные надписи богу ЯРУ и его народу АРИЯМ.
На фото № 14 надпись: ЯР РОД АРИА».
На обширном поле – два лика ведических богов РОДА и МАРЫ (фото № 15).
У села «Спасское», хорошо видна вихревая правосторонняя свастика-ярга (фото № 16).
Уникальное изображение на поле, посвященном богине МАРЕ, состоит из образа Мары, имеющей в профиль традиционную «парадную» причёску: заплетённая коса, собранная на затылке в «шишку» (фото № 17). Вдоль «шишки» ясно видна надпись: МАСКА МАРА. Перед лицом Мары сохранились посвящённые ей воззвания: ЯР МАРА. Выше от лика Мары выступает крупная надпись: МИР.
Между озером Тишь и рекой Окой (фото № 19) расположен курган, на котором видны дендроглифы, прославляющие род Ариев. Доминатой кургана является правосторонняя вихревая свастика, свойственная великой славянской цивилизации, которая повсеместно встречается в Трипольской, Винчанской, Крито-Минойской, Этруской, Ретской и других культурах славянского суперэтноса, давшего миру основы веры, культуры, письменности и других уникальных знаний.
На фото № 20 и № 21 центром поля является надпись: МИР АРИА и МИР АРЕЕЯ, ЯРА РОДА.
Особая группа дендроглифов расположена у села «Покровское» Перемышльского района (фото № 22). В центре кургана выступает надпись: ЯРГА, т. е. СВАСТИКА ЯРИЯ, что значит ЯРГА (знак Солнца) – ЯРИЯ, т.е. СВЕТЯЩЕЕСЯ СОЛНЦЕ. Надпись окружают традиционные изображения правосторонней славянской ЯРГИ-СВАСТИКИ, слева дополнительно визуализируются надписи: АРИЯ ЯР РОД, справа руническая: «РС» = РУСЬ, ниже, впервые обнаруженное слово на земле Арсании – МОРИЯ.
Северо-западный выступ Арсанского леса имеет дополнительные дендроглифы: ЯР РОД, ниже – МАРА ЛИК (фото № 24).
С западной стороны города Перемышля на поле расположено редкие изображения и надписи (фото № 25). Слева направо: МАРА в виде «козочки», РОД в виде царя с жезлом и диадемой на голове, ЯР в виде ТУРА и одновременно атакующего СОКОЛА. Надписи следуют (слева направо): ЯР АРИЯ РОД, далее крупная руническая надпись «РС» = РУСЬ, АРИЯ РОД ЯРА РОД, выше также дублируются некоторые надписи: ЯР РОД и венчает всю группу надпись: МИР.
В лесном массиве (фото № 26) обнаруживаются надписи-дендроглифы: МИР РОДА.
На фото № 27 на поле под селом Варваренки изображены в профиль и анфас РОД и МАРА, а также на фото № 28 очень хорошо видно зооморфные изображения бога РОДА в виде лежащего на земле ТУРА и ЛЬВА, бросающегося на жертву. Сопутствуют двойному образу соответствующие дендроглифы: РОД, МИР РОДА, МИР АРЕЕЯ и руническая «РС» = РУСЬ.
Недалеко от села Ильинское Перемышльского района (фото № 29 и № 30) в северном массиве леса читаются традиционные дендроглифы: РОД ЯРА, АРСАНИЯ, МИР РОДА, АРСАНИЯ.
С южной стороны города Перемышля (фото № 31) видны посвятительные надписи богу РОДУ, а на фото № 32 визуализируется геоглиф МИР ЯРА.
У села Корчевские дворики на поле просматриваются геоглифы: МИР РОДА, вдоль реки Жиздры, напротив села Ильинское, расположен курган-жертвенник (фото № 33), подобные которому встречаются в Малой Азии. Этот тип сооружения имеет «общую схему» с Троянским холмом, отличаясь от архетипа только наличием одного яруса жертвенника. На склоне жертвенника идет вязь слов: МИР ЯР РОД, а на вершине крупно выделяется надпись: ЯР. Слева направо читаются дендроглифы: МИР РОД, МИР «РС» = РУСИ, МИР; вдоль реки – РОД АРИА.
Фото № 34 а. Лик Мары-волчицы и колесо Рода.
Дендроглиф расположен с восточной части села Клыково Козельского райнона
Фото № 34 б. Обведенный контур тела Мары-волчицы и колеса Рода.
Дендроглиф расположен с восточной части села Клыково Козельского района
Фото № 34 в. Обведенное тело Мары-волчицы и соответствующие надписи под ней, а так же колесо РОДА, надпись АРЕЕЯ.
Дендроглиф расположен с восточной части села Клыково Козельского райнона
Фото № 34 г. Обведенное Распятие и молящиеся перед Ним царь и царица.
Дендроглиф расположен с восточной части села Клыково Козельского райнона
Увеличенная центральная часть, где видно Распятие и молящиеся перед Ним царь и царица.
Фото № 35 а. Вид двух ликов, изображенных “голографически”.
Фото № 35 б. Вид правого лика, изображенного”голографически”.
Фото № 35 г. Вид двух ликов, изображенных “голографически”.
Фото № 35 д. Прорисованные надписи на этом же поле.
Фото № 36 а. Поле у села Покровское Калужской области.
Фото № 36 б. Прорисованные надписи и кольца Рода.
Фото № 37 а. Поле “танцующей Мары”.
Фото № 37 б. Прорисованные изображения “танцующей Мары” перед образом Рода.
Фото № 38 а. Левый берег реки Серены между селом Клыково и деревней Бурнашево.
Фото № 38 б. Прорисованные надписи.
Фото № 38 в. Традиционные надписи и изображение Мары в виде девушки и Рода в виде оленя.
На протяжении достаточно небольшого расстояния от Козельского до Перемышльского районов, что составляет около 30 кв. км, предметно визуализируются типичные посвятительные надписи древнейшим доисторическим богам славяно-русского мира. Наличествует, помимо главного святилища РОДА и МАРЫ, находящегося за городом Сосенским Калужской области, системы других святилищ, посвященных богу ЯРУ (ЯРИЛЕ). Единство колоссального культового центра подчеркивают посвятительные надписи на ДРЕВНЕЙШЕМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ, проповедующие о единой ведической вере, общей культуре, языке единого народа, имя которому АРИИ-СЛАВЯНЕ, носителей величайшей основополагающей культуры человечества.
В этой главе приведена лишь малая часть геоглифов и дендроглифов. Если попытаться хотя бы кратко описать встречающиеся изображения и надписи, то получится многотомный археологический и палеографический справочник. Впрочем, приведённых в этой главе фотофиксированных археологических артефактов, которые могут увидеть даже не искушённые в вопросах палеографии люди, вполне достаточно для убедительного доказательства точной локализации СВЯЩЕННОЙ ЗЕМЛИ РУССОВ – АРСАНИИ.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Леонид (Кавелин), иером. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 218.
[2] Дендроглиф – различные изображения, нанесенные на земле в виде углублений.
[3] Геоглиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха.
[4] Прошкин О.Л. Ч.городище. Калуга: Золотая Аллея, 2011. С. 960.
[5] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 тт. Репр. с изд-ия 1869. М.: Индрик, 1994. Т. 3. С. 319.
[6] Там же. Т. 2. С. 101.
[7] Там же. С. 102.
[8] Артания, Арсания, Арта // Большая советская энциклопедия. М., 1970. Т. 2. С. 258.
[9] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 85–86. Ср. также другое свидетельство: «Русов три вида. [Один] вид их – ближайший к Булгару, а царь их – в городе, называемом Куйаба, и он больше, чем Булгар. А вид самый высокий из них называемая С.лавиййа, и царь их [живёт]в С.ла – городе для них. И вид их [третий] называется ал-Арсанийа, и царь их [располагается] в Арса – городе для них. Люди достигают для торговли Куйабы и её окрестностей. Что же касается Арса, то я не слышал, чтобы кто-нибудь упоминал, что входил в неё [когда-либо] чужеземец, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот они спускаются по воде, торгуют и не сообщают ничего о своих делах и своих товарах, и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. <…> Возят из Арса черных соболей, бурых лисиц, свинец и частично ртуть», – как отмечал Абу-л-Касима ибн Хаукал ан-Нисиби в книге «Книга путей и стран» (“Китаб ал-масалик ва-л-мамалик”), другое название этой книги – «Книга картины Земли» («Китаб сурат ал-ард») (967–977 гг.) // Там же. Т. 3. С. 94.
[10] Димитрий Ростовский, святитель (1651–1709). Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, [1998]. Репр. с изд-ия 1905 г. Август. С. 483. Также: Карпов А.Ю., Преподобный Кукша – просветитель вятичей // www. portal-slovo.ru.