search
top

Глава 5

Судьба Словенска Великого

А. БлокНе может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. Молись!

                                                   А.А. Блок

Первые правки текстов русских летописей нужно отнести ко времени прихода на Русь князя Рюрика (+879), Необходимая «редакция» тестов была со временем проведена для сокрытия большой междусобицы между западными русами и ильменскими словенами и с целью оправдать приход Рюрика «с роды своими» в земли славяно-русов.

М.В. Ломоносов (1711–1765) в «Российской истории» на основе летописей и древних хроник пишет, что …народы, (живущие) на берегах Балтики, – курляндцы, жмудь, литовцы, «остатки старых пруссов», «мекленбургские венды» – СЛАВЯНЕ [1]. Он ссылался на римские источники I–III веков и авторов того времени: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея, а также приводил сведения из Пейтингеровой таблицы [2], где говорится о славянском происхождения ВЕНДОВ [3]. На Пейтингеровой карте «венды занимают последнее на востоке место в ряду названии: Piti, Gaete, Dagae, Venedi». Примечательно, этноним Venedi нанесён на карту двукратно. Как считает Е.Ч. Скржинская, это обстоятельство «говорит о большой протяженности сплошь заселённой ими территории. <…> Одна из них соединила область венедов с областью бастарнов (в Карпатах), другая – с областью даков (по Пруту и нижнему Дунаю)…». С этим мнением солидарен и В.В. Седов, который указывает, что славяне-венеды в первых столетиях нашей эры обитали где-то между Балтийским морем и Карпатами в бассейне Вислы и, возможно, восточнее её…»[4]

Нестор Летописец пишет: «В лето 6367. Имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех» [5]. Но в «лето 6370. И изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети»[6], то есть пришедших за данью варягов выгнали и продолжали жить под властью своих князей – «сами властвовали»! Далее говорится о совершенно неожиданном повороте событий… Только что была война с варягами, и этих обидчиков прогнали за море, откуда они пришли, и вдруг… после правки текста читаем: «реша русь, чюдь, словени, и кривичи и вси: (обращаясь к варягам) <…> Да поидети княжит и володети нами» [7]. Какая странная метаморфоза? Только что прогнали врагов «и почаша сами в собе володети», и вдруг… – владейте нами. На лицо безусловная подтасовка событий и фактов, сделанная годы спустя по указу новой княжеской власти для сокрытия подлинных трагических событий, развернувшихся при захвате варягами северных славяно-руских земель.

В «лето 6370» Нестор Летописец сообщает важное сведение: варяги [8], приглашённые на Русь, были РОДСТВЕННИКАМИ по крови и вере СЛАВЯНАМ, живущим на землях Русов и Словен: «…зваху тьи <тех> варязи-русь» [9]. Чтобы никто не путал варягов-инородцев с варягами-русами, летописец перечисляет варягов-чужаков: «… яко се друзии звутся свие, друзии урмане, англяне, друзии гъте <готы>» [10]. Князь Рюрик происходил из славянского племени ободритов, которые имели своё государство, расположенное на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря, которое называлось ВАГРИЯ [11].

«На славянском языке РОРИК значит СОКОЛ, на польском – рарог, на чешском – рарашек, на словацком – рарох, на украинском – рариг». Сокол не только знак рода Рюриковичей, но он является родовым тотемом всех славян-русичей, так как эта птица является орнитоморфным символом древнего божества всех славян Яра-Ярилы-Солнца.

«И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде [12], а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор» [13]. В летописи не показана причина такой «перемены» в отношениях между родичами словено-русами и варягами-русами.

Сегодня земли Вагрии находятся в границах Германии и называются Мекленбург-Померания. В начале XII века после продолжительной войны немцы вытеснили славян с их исконных земель – Вагрии, Поморья и Поруссии, поэтому оставшиеся в живых вагры во главе с князьями переселились «с роды своими» к словенам и русам. Это подтверждают археологические раскопки в Старой Ладоге и Новгородских землях, в ходе которых обнаружилось усиление культурного слоя из-за большого увеличения населения. Это могло быть вызвано только массовым переселением народа.

М.В. Ломоносов очень убедительно аргументировал в своих трудах факт древнего происхождения славян, резко выступив против диссертации Г.Ф. Миллера [14] и его сторонников по норманнской теории, ссылаясь на античных и средневековых историков и русские летописи: «Варяги и Рюрик с родом своим были языком (народом) СЛАВЕНСКИМ, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною…, имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря НИГДЕ НЕ СЛЫХАНО… <…> Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт <называется> РУСА. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке РУСЕ… И само название пруссы или ПОРУССЫ показывает, что пруссы жили по поруссам или подле руссов» [15].

Адам Бременский (+1081) отмечает: «Итак, область славян, самая обширная провинция Германии, населена винулами, которых некогда называли вандалами. Говорят, что она в 10 раз больше, чем наша Саксония; особенно, если считать частью славянской земли Чехию и живущих по ту сторону Одера поляков, ибо ни по наружности, ни по языку они ничем от них не отличаются. Эта страна, изобилующая оружием, воинами и плодами, со всех сторон окружена лесистыми горами и реками, которые [служат] ее надежными границами. В ширину она [простирается] с юга на север, то есть от реки Эльбы до Скифского моря. В длину же она, начинаясь, по-видимому, в Гамбургском приходе, тянется на восток, включая неисчислимые земли, вплоть до Баварии, Венгрии, Греции. Славянские племена весьма многочисленны; первые среди них – вагры, граничащие на западе с трансальбианами; город их – приморский Ольдербург. За ними следуют ободриты, которые ныне зовутся ререгами, и их город Магнополь. Далее, также по направлению к нам – полабы, и их город Ратцебург. За ними [живут] глиняне и варны. Еще дальше обитают хижане и черезпеняне, которых от доленчаней и ратарей отделяет река Пена, и их город Деммин. Здесь граница Гамбургского прихода. Есть и другие славянские племена, которые проживают между Эльбой и Одером, как-то: гаволяне, живущие по реке Гавель, доксаны, любушане, вилины, стодоряне и многие другие. Самые сильные среди них – это живущие посреди ратари; город их, знаменитая на весь мир Ретра, является центром идолопоклонства. Большой храм построен там для демонов, главным из которых является Редегост. Образ его приготовлен из золота, а ложе – из пурпура. Этот город имеет девять ворот и со всех сторон – окружен глубоким рвом; пройти туда можно лишь по деревянному мосту, но путь по нему дозволен только приносящим жертвы или желающим получить ответ [оракула]; это, по моему мнению, указывает на то, что “Стикс девять раз окружает и возбраняет погибшие души тех, которые служили идолам”. Говорят, что от города Гамбурга до этого храма 14 дней пути» [16]. Мекленбург (Магнополь) – город к югу от Висмара, древняя столица ободритов.

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 году проректор гимназии Фридрих Томас к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V, издал труд, где использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года. Данные этой генеалогии совпадают с анналами королевства франков, изданными Иоганном Хюбнером в 1708 году в виде генеалогических таблиц. В первой половине XIX века французским историком и путешественником Ксавье Мармье (1809–1892) в книге «Северные письма» была записана ободритская княжеская генеалогия, где говорилось о правлении в конце VIII – начале IX веков на земле Вагрии трёх братьев-князей Рюрика, Сивара и Трувара. Сохранившиеся сведения европейских генеалогий неопровержимо свидетельствуют о славянском происхождении Рюрика. И ещё важно – эти сведения сохранились в архивах наших недоброжелателей, поэтому подлинность и ценность этих генеалогий исключительная, так как в них находится историческая правда о происхождении западно-славянских князей Рюриковичей.

Как события разворачивались в дальнейшие, неизвестно, – информация об этом во всех летописях уничтожена. Но понять и разобраться в этом хотя бы отчасти возможно. В ПВЛ написано об Аскольде и Дире, князьях, которые были, возможно, соправителями в Словенске или владетельными князьями в словенских землях. В Никоновской летописи XVI века сказано о князе Вадиме Храбром. Почему они остались живы после захвата власти варягами, неизвестно. Однако в Никоновской летописи далее повествуется о попытке князя Вадима вернуть себе власть, он поднял новое народное возмущение против узурпаторов, за что поплатился жизнью. Позже Аскольд и Дир (+882) были вероломно умерщвлены Олегом Вещим (+912) в городе Киеве.

Название города Словенска во всех летописях опущено, везде пишется Новгород, хотя эту новую столицу основал сам Рюрик в 854 году. Значит, ни Гостомысл, ни предшествующие князья не могли быть из Новгорода. Соответственно, был другой, главный, столичный город, в котором правили все предыдущие словенские князья. Первые по времени князья, известные нам из повествования ПВЛ, – это князья Кий, Щек, Хорив. Летописец не отметил ни города, ни земли, из которой пришли эти князья. Откуда они пришли? По какому праву заняли этот город? Почему перестали платить дань хазарам и стали пытаться налаживать дипломатические связи с Византией? Ответы на эти вопросы достаточно просты: столица Словенск и была тем центром, который управлял своими 12 коленами родства и собирал дань с 13 народностей! [17] Этот религиозно-национальный центр имел такое же значение для словен и русов, как для западных славян имел город Аркона. Поэтому князья Кий, Щек и Хорив могли прийти на Киевские горы только из СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ – СЛОВЕНСКА, получив от главенствующего князя в удел земли полян. Город здесь был с древних времён, об этом пишет В.Н.Татищев, – город КИВИ, то есть ГОРЫ. Первые поселения здесь отмечены с эпохи неолита. Если учесть существование здесь города ещё задолго до нашей эры, можно справедливо предположить происхождение названия города Киева от имени древнеславянской богини Кивевы [18]. Широко распространённый культ Праматери – Кобелы, дающей всему жизнь, повсеместно встречался у славян с эпохи палеолита. В культуре Триполья были распространены фетиши – татуированные женские фигуры Кобелы. Через Трипольскую и Винчанскую культуры этот культ проник во Фригию, и в государстве Хеттов стал главным. Имя богини здесь произносилось – Кибела. От хеттов этот культ распространился в Греции, Риме и других странах, став одним из доминирующих, так как здесь она почиталась прародительницей всех богов. У древних славян было особое жреческое сословие «колпаконосцев» – энареев служителей богини Кибелы, известных во всём древнем мире своим даром провидения. Геродот в «Истории» и Лукиан Самосатский (120–180 гг. н.э.) в труде «Токсарис, или дружба» писали о знаменитых жрецах – энареях, которым «одним свойственно превращать людей в бессмертных…»[19] Свидетельство древнейшего историка Геродота и знаменитого софиста Лукиана жившего в начале новой эры показывает непрерывность и постоянство культа Кибелы у славян на протяжении многих столетий.

Киев, как большое городское поселение, существовал уже с II века нашей эры. С приходом князя Кия началось постепенное возвышение Киева, как южной столицы славяно-русов. При князе Владимире, в X веке среди установленных в Киевском пантеоне идолов упоминается Макошь – одно из именований Кобелы.

Причина, по которой князь Рюрик «с роды своими» переселился на северные земли словен, а не в землю полян, кривичей или вятичей, была необходимость получить всю полноту власти – духовную и политическую, которая была сосредоточена в общеславянской столице – Словенске.

Значение Словенска в древности было столь велико, что во многих записях и хронографах он всегда именуется Великий, его основание характеризуется как одно из важных исторических вех. В «Мазуринском летописце» дано описание событий: «от начала света до потопа лет 2242. От потопа до разделения язык 530 лет. От разделения язык до начала ВЕЛИКОГО СЛОВЕНСКА, иже ныне Великий Новгород, лет 341» [20]. В.Н. Татищев в своей Истории пишет: «А поскольку северные древности Гордорикию и Холмогард (Словенск) в тогдашнее время прославляют, то и вспомянуть об оных <…>, здесь тоже надлежит (т.е. требуется)». «Но во всей северной истории нет ничего славнее и чаще упоминаемого, чем Холмогард и Гардарикия, <…> ЦАРСКОГО ПРЕСТОЛА СТОЛИЦА ХОЛМОГАРД собранием приезжих многолюден и есть великий предел <…>, что Гардер – то же, что ГОРОД, ЗАМОК» [21]. «Всё ЦАРСТВО РУССКОЕ от границ шведских к самому югу и к востоку названо Гардарикиею» [22].

«Князь Словен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> Кто ж теперь со мной поспорит, что город в Карелии был недалеко от МОРЯ? Альдейоборг, по значению имени Палеаполь, без сомнения, у русских Старый город, как ныне Старою Ладогою оныя развалины называют, <…> то следует, что память о древних прежде Рурика царях в упомянутой оной столице содержится; и как старым городом оный назван, так и новым городом Новгород прозван, как ДРУГОЙ ЦАРСТВА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ГРАД» [23].

В.Н. Татищев отмечает: «…сарматы и русские именуют КОЛМОГАРД <…>, был близ Новгорода. Он, из-за святости, в язычестве НА ВСЁМ СЕВЕРЕ ПОЧИТАЛСЯ, <…> потому в него множество не только простого народа, но и КОРОЛИ СЕВЕРНЫЕ для моления приходили» [24](!)

Но самое интересное: после прихода к власти варягов упоминание о городе вдруг… исчезает из всех русских летописей. В Радзивилловской летописи есть небольшое объяснение: обосновавшись в Ладоге, варяги назвали захваченную землю «Новгородом», то есть новым поселением, а не городом Новгородом [25]. Также в «Мазуринском летописце» видна путаница – город указан то Словенск, то… Новгород, «…иже ныне Великий Новъградъ» [26].

М.В. Ломоносов, видя явные несоответствия и странную «запутанность» в рукописных текстах, предположил – «была новгородская КОЛОНИЗАЦИЯ ваграми-руссами»! [27] «После «усиления славян» в результате… «обновления Словенска»… началось «соединение» (экспансия) славян как на восточной части Руси, так и на южном порубежии с ваграми–вендами–варягами» [28].

В тексте «Мазуринского летописца» есть пояснение, которое может помочь отчасти разобраться в вышеназванной путанице. Словен основал Словенск Великий, а его старший сын Волхв у истока реки Мутной, позже её стали называть Волховом, построил «градок мал на месте <…>, зовомом Перыня» [29]. Поэтому справедливо было назвать древнее городище правого берега Перынь, что следует из летописца, а не «Рюриково городище». Академик Е.Н. Носов и его коллеги многие годы трудятся на раскопках «Рюрикова городища», отмечая в рабочих отчётах глубокую древность этого места в виду большого количества археологических материалов, датируемых эпохой неолита и последующих по времени культур, являющихся исключительно славяно-русскими. Это полностью подтверждается текстом Хронографа, описывающего глубокую древность Перыни, почти современную основанию Словенска [30].

Также, в 60-е годы XX столетия на раскопках Перыни трудился академик Б.А. Рыбаков и особо тщательно исследовал расположенный рядом остров, где было обнаружено древнее святилище Перуна, зооморфным ликом которого является крокодил [31] или дракон. В «Мазуринском летописце» об этом ярко написано: «Больший же сын Словенов Волхвов бесоугодник и чародей лют бысть тогда и бесовским ухищрением многим мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя крокодила, и залегоша в реце Волхове путь водный и непокоряющихся ему овых пожираше, овых же опровергаше и потопляше. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний градок мал на месте некоем, зовома Перыня, идеже и кумир Перун стояше» [32]. Интересно, что на территории современного Великого Новгорода артефактов такой древности не обнаружено до сих пор! Обретённые на земле Новгорода предметы быта датируются IX–X веками нашей эры, то есть временем завоевания Рюриком северных русских земель и основание им «новой столицы» после разрушения «старой» – Словенска Великого на левом берегу Волхова в устье, рядом со святилищем перуна, позиционируя себя «ревнителем древней веры». Хоть и завоевал вас, но я вам не враг, – так мыслится варяжский стратегический ход. Рюрик не завоеватель, а почитатель ваших богов…, а это главное условие гарантии несопротивления покорённого народа!

В Вагрии, в религиозной и народной столице Арконе варягов-руссов, главным божеством был Святовит, как об этом писал в 1208 году Саксон Грамматик. Храм и идол просуществовал до 1168 года, когда датский король Вальдемар повелел разрушить святилище [33]. Переселяясь на захваченные северные славяно-руские земли, варяги не попытались перевезти своего идола, оставив его один на один с наступающими на Порусские земли Вагрии немцами. Понимали Рюриковичи прекрасно: захват власти и попытка изменения религиозных традиций словен и русов вызовет в народе яростную и беспощадную войну. При благоприятном стечении обстоятельств варяги со временем «искренно приняли» бы веру в богов своих сродников…

Спустя более 1000 лет, только в наше время, благодаря новейшим археологическим изысканиям, стала известна судьба Словенска Великого. Из истории этого славного города известны 3 периода:

1)   Запустение Словенска от моровой язвы.

2)   Разрушение от белых угров.

3)   Разрушение от варягов-русов при Рюрике.

В ходе археологических раскопок, которые проводятся под руководством академика А.И. Кирпичникова на территории Старой Ладоги, обнаружен древний славянский слой и последующее крупное наслоение культурного слоя, датируемые второй половиной IX века нашей эры, с элементами культуры иноплеменных варягов. Также под руководством академика более 10 лет проводятся раскопки на противоположенном берегу реки Волхова, где сохранились руины города Словенска Великого. (Любшанская крепость) [34].

Летописец отмечает: через два года умерли Трувор и Синеус… «По двою же лету Синеус умре и брат его Трувор» [35]. Странно, могло ли такое произойти, чтобы в один год сразу умерли два брата? Такое могло быть только в одном случае – они погибли во время войны, которую вели варяги на земле словен и русов. После смерти братьев Рюрик, объединив под своей властью земли русов и словен, став единодержавным правителем на земле единоплеменников.

По смерти его дело приращения новых славянских земель продолжил родственник Рюрика Олег Вещий (+912). На примере захвата Киева князем Олегом можно проследить, как вероломно был взят в своё время Словенск Великий.

Нестор Летописец пишет: «И приплу под Угорьское, похоронив <скрыв тайно> вои <воинов> своя, и присла ко Асколду и Дирови, глаголя, яко «Гость есмь, и идем в греки от Олга и от Игоря княжича. Да придета к нам к родом своем». <…> И убиша Асколда и Дира, и несоша на гору, и погребоша на горе…» [36] Из уст князя Олега прозвучали вроде бы нормальные и добрые слова, обращенные к своим родственникам, – мы, ваши родственники, прибыли погостить недолго и далее держим путь в Византию; выходите к вашей родне, «к роду своему», откройте ворота и выйдите к нам для долгожданной и желанной встречи. Вот и вышли на встречу к родне… Скорее всего, по такому же сценарию произошла «встреча родственников» у ворот Словенска Великого. Подготовив всё необходимое для штурма, пригласив за плату варягов-инородцев, вероломно, при подходящем случае, нанесли сокрушающий удар по соплеменникам.

Город Словенск Великий был одним из крупнейших в древнем мире. Совершенный по планировке и прекрасный по своему обустройству, он был построен из доломита, имел каменные стены высотой до 10 метров! Город имел традиционную систему построения, квадратно-круговую планировку, как все древние города славян; ориентирован строго по сторонам света, как и положено городу, где жили и поклонялись богу-солнцу.

Благодаря интернету сегодня можно, не выходя из дома, увидеть собственными глазами многое из исторического наследия, в том числе руины Словенска Великого. Войдите в программу ГУГЛ-ЗЕМЛЯ, сделайте запрос на Старую Ладогу, координаты: 59*59*27.51 С. 32*20*18.56. В., спуститесь курсором до высоты птичьего полёта. Справа от Старой Ладоги, «где сел Рюрик», на противоположенном берегу реки Волхова прекрасно видно большое «поле», на котором вот уже несколько столетий не растёт лес. Это поле и есть Словенск.

Спустя 1200 лет видны руины бывшего города. Увидеть планировку города наглядно помогает река Любша, протекающая по территории города, и искусственный канал, в своё время разделявший детинец от посада. С востока речка вытекает из леса, течёт как обычная река, извиваясь. Попадая за лесом на открытый участок поля, протекая по земле городища, она принимает линейную правильность, – течёт прямо. Потом, дважды поворачивает: на северо-запад на 45 градусов, далее на 90 градусов на север и на северо-запад около 40 градусов, далее течёт, как по «линейке»; вытекая за стены города, опять извивается как обычная река, впадая в Волхов. Через центр города с юга-запада на северо-восток, примерно под 130 градусов от реки Волхов по направлению к руслу реки Любши, впадая в неё в самом центре Словенска, прорыт КАНАЛ, который и сегодня очень хорошо виден из КОСМОСА! Он почти полностью сохранился, имеет совершенно прямые, как по «линейке» берега, которые, как хорошо видно, имели искусственную обработку, отделяя детинец, возможно, от торговой и посадской части города. Всё совпадает! Получается, город стоял на большом ОСТРОВЕ: с востока омывается рекой Любшей, направление: Восток-Запад, с юга – искусственным каналом, который соединял Волхов с Любшей, направление: Юго-Запад – Север-Восток.

В записях арабских купцов и путешественников Словенск описывается как один из главных городов руссов ас-Славийа. В скандинавских сагах город называется – Хольмгардом, столицей Гардарики. Дословный перевод этого названия, «островной город». Сегодня, благодаря усилиям многих людей, потрудившихся над извлечением из безвестности деяний наших великих предков, можно порадоваться обретённой исторической правде! С северной и западной стороны города сохранилась часть крепостной стены, выложенной из камня. Если кликнуть на сопутствующие здесь фотографии, можно посмотреть, как была выложена стена и также увидеть фотографии Танечкиных пещер. Точнее сказать, это не пещеры в обычном понимании, а горизонтальные штольни, в которых издревле добывался доломит для строительства не только Словенска, но и многих других каменных городов Древней Руси. Как и в общеизвестных Старицких пещерах, в которых доломит добывался с древности до времени воцарения императора Петра Великого.

Словенск полностью был разрушен с лютой жестокостью, что подтверждает огромное количество артефактов. Руины стен и города имеют следы ужасной битвы: все кварталы разрушены, дома сожжены вместе с жителями. Но на этом «братский погром», устроенный Рюриком с помощью наёмных варягов, не закончился, ещё несколько лет продолжалась зачистка поселений вокруг столицы славяно-русов, дабы предотвратить возможное восстание и сопротивление населения.

В программе ГУГЛ-ЗЕМЛЯ посмотрите спутниковую фотографию участка Земли от современного города Волхова до Старой Ладоги. Вдоль берегов реки Волхов видна непрерывная цепь курганов и это порядком более 15 км! Здесь лежат не десятки, а сотни тысяч жертв братоубийственной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Свердлов М.Б. М.В.Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб.: Нестор-история, 2011. С. 742.

[2] Пейтингерова таблица представляет собой переработку карты мира, составленной при императоре Августе (63–14) его другом Випсанием Агриппой в начале нашей эры, впоследствии переработана Касторием в III веке. Карта была впервые издана в 1591 году по сохранившейся копии в библиотеке немецкого учёного-гуманиста Конрада Пейтингера (1465–1547), относящейся к 1264 году. См.: Державин Н.С. Происхождение русского народа. Минск, 2009. С. 30.

[3] Свердлов М.Б. М.В.Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб.: Нестор-история, 2011. С. 744–754.

[4] Гиндин Л.А., Иванов С.А., Литаврин Г.Г. Свод древнейших письменных известий о славянах. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. Т I. С. 73–74.

[5] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 12.

[6] Там же. С. 13.

[7] Там же.

[8] Варяг – скупщик, коробейник. Варяга – бойкий расторопный человек. См.: Даль В.И. Толковый словарь. М., 1998. Репр. с изд. 1882 г. Т. 1. С. 166.

[9] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. / Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 13.

[10] Там же.

[11] Чудинов В.А. Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии. М.: «Изд-во ФАИР», 2010. С. 310–318.

[12] Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге (в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван город Новгород.

[13] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 13.

[14] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 6. С. 25–79.

[15] Свердлов М.Б. М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб.: Нестор-история, 2011. С. 570–571.

[16] Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви, 2, 21 // Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники / Пер. с лат. И.В. Дьякова, Л.В. Разумовской, ред.-сост. И.А. Настенко. М.: «СПСЛ», Рус. Панорама, 2011. С. 40–41.

[17] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 10.

[18] Кибела, фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи (с 204 г д.н.э. культ Кибелы как государственной установлен в Риме). В честь Кибелы жрецами исправлялись мистерии с обрядами, в которых важную роль играли самоистязания, омовения кровью жертв и самооскопления // Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. С. 75.

[19] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 1. С.163.

[20] Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 12.

[21] Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 247.

[22] Там же. С. 248.

[23] Там же. С. 57, 226, 244.

[24] Там же. С. 265.

[25] Радзивиловская летопись //ПСРЛ. Т. 37. Л.: Наука, 1989. С. 16.

[26] Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 12.

[27] Свердлов М.Б. М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб.: Нестор-история, 2011. С. 744.

[28] Там же. С. 744.

[29] Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 12.

[30] Носов Е.Н. Городище (Рюриково городище): Великий Новгород, история и культура XI–XVII веков // htth://chernov – trezin.narod.ru chudesa 7.htm

[31] В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» отмечено два фонетических варианта: крокодил и коркодил (коркодел). На реке есть зверь лютый крокодил, подобен ящерице. Арс. Сух. Проскинитарий, 39. 1653 г. И в нем [озере] есть зверь некоторый незнаемый, который ловит лебедей и гусей и иныя птицы, будто крокодил. Спафарий. Сибирь, 42. 1675 г. (М.: Наука, 1981. Вып. 8. С. 69). Приде на реку и не могыи прелести преклони колене свои. и приде коркодел и взят и и принесе и на он пол рекы. Пролог (Срз.), 109 об. XV в. Коркодил, род змиев, живет же и на сусе и в воде: глава василискова, хребет аки гребень, хобот змиев. Алф., 118. XVII в. (Там же. Вып. 7. С. 315).

[32] Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 12.

[33] Мария Гимбутас. Славяне: сыны Перуна / [пер. с англ. Ф.С. Капицы]. М.: Центрполиграф, 2010. С. 186.

[34] Кирпичников А.И. Рюриково городище, Старая Ладога // www oldladoga.ru content/library/researches 3.html

[35] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. / Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 13.

[36] Там же. С. 14.

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.