Глава 7
А было ли иго?
Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потоку
Возвёл плотину, как не ты?
В.Я.Брюсов
В 1817 году Х. Крузе ввёл в научный оборот «изобретённое» им определение периода в истории Cредневековой Руси – «монголо-татарское иго». Удивительный факт: ни в одной русской летописи такого понятия ни разу не встречается!
Ведущие русские историки также единодушны в своём мнении относительно периода отечественной истории 1238–1480 годов, считая его, при всех тяжёлых обстоятельствах того времени, временем становления и укрепления русской государственности.
В.О. Ключевский писал, что с начала XIV века начался процесс активной централизации и укрепления Руси вокруг Московского княжества [1].
В первой духовной грамоте 1327 года Ивана Калиты вотчинные владения состояли из пяти или семи городов с уездами: Москва. Коломна, Можайск. Звенигород, Серпухов, Руза и Радонеж. В этих уездах находились 51 сельская волость и до 40 дворцовых сел. Иван Калита стал проводить политику по приращению земель, приобрел Белозерск, Галич и Углич. «В каждой следующей московской духовной грамоте перечисляются новоприобретенные села и волости, о которых не упоминает предшествующая. Новые «примыслы» выплывают в этих грамотах одним за другим неожиданно, выносимые каким-то непрерывным, но скрытым приобретательным процессом…» [2]
До времени княжения Дмитрия Донского в состав Московского княжества вошли города Верея, Боровск, Серпухов, Волоколамск, Кашира и др. При Дмитрии Донском присоединена Медынь, Стародуб на Клязьме, Галич, Дмитров, Калуга, Мещеры. Сын Дмитрия Донского Василий за «многое злато и сребро» купил ярлык на Муром, Тарусу и целое Нижегородское княжество, присоединил также Козельск, Лихвин, Алексин, Тарусу, Муром, Нижний Новгород.
С конца XIV века во владении Московского княжества оказалось все течение Москвы-реки, Клязьмы, Оки, значительная часть Верхней Волги и Верхнего Заволжья.
Н.С. Трубецкой замечал: «Московское государство возникло благодаря татарскому игу» [3]. Г.В. Вернадский и П.Н. Савицкий отмечали религиозную терпимость монголов, противопоставляя её католической агрессии Запада. Монгольскую империю они рассматривали как геополитическую предшественницу Российской Империи.
Л.Н. Гумилёв характеризует положение Древний Руси во время вторжения монголов: «Во-первых, каждое княжество сохраняло границы и территориальную целостность. Во-вторых, административное управление повсеместно находилось в руках русских. В-третьих, во всех княжествах имелось собственное войско. Наконец, в-четвертых, но это, может быть, самое важное, Орда не ставила целью разрушать храмы и демонстрировала традиционную для подобных государств веротерпимость. Факт остается фактом: православная религия всемерно поддерживалась, Церковь и священнослужители были полностью освобождены от уплаты налогов. Более того, по одному из ханских ярлыков за хулу на православие виновник подвергался смертной казни и не мог быть даже помилован» [4].
Батыево нашествие для Руси было разрушительным. Имея сведения о сильной раздробленности и разобщённости между русскими князьями, монгольский полководец прекрасно воспользовался тактическим преимуществом, и умело нанёс сокрушительные удары по многим княжествам. Путь к обогащению монгольской империи был открыт. Батый не был новатором в таком стратегическом решении, он повторил тот же путь, что и его азиатские предшественники – гунны. Продвигаясь на Запад через русские земли, разоряя, разграбляя и обогащаясь, монголы не разрушили обычного течения жизни народа.
Как гунны в своё время наложили дань на русичей, а часть русского войска принудили служить в своём войске для дальнейшего завоевания Европы, так же поступили и монголы.
Важнейший признак национальной независимости Руси во время монгольского нашествия – это русское княжеское управление, которое было вассальным, но никогда не оспаривалось и всячески поддерживалось Ордой. Поэтому недопустимо говорить о порабощении Руси ордынцами. Любые захватчики, победившие какой-либо народ, в первую очередь разрушают способность народа к самозащите, уничтожая его войско и возможность восстановить боеспособную армию. Великий хан не только не разоружил русские дружины, наоборот, сохранил их полную численность, а часть русского войска определил на службу для постоянного участия в походах против общих врагов Руси и Орды! Другой не менее важный признак национальной независимости Русской Земли – отсутствие на территории русских княжеств постоянного монгольского войска.
В 1259 году святой благоверный князь Александр Невский (1220–1263) стал единодержавным великим князем. В Орде он пользовался исключительным расположением и доверием, так что мог влиять на многие решения, принимаемые в ставке хана. Сын Батыя, царевич Сартак, был близким другом Александра Невского, который стал для ханского сына крёстным отцом! [5] Более того, в 1261 году в Сарае была открыта православная Митрополия, которую возглавил русский архиерей с титулом Сарский и Подонский. Этот титул сохранён в Русской Православной Церкви, ныне эта кафедра называется Крутицкая и Коломенская, и по диптиху стоит второй после Патриарха всея Руси! С этого времени и до смерти Сартака многое в Орде совершалось только в совете с русским князем! О каком иге может идти речь, если управление Ордой корректировалось в ставке хана русскими советниками?! Вот подлинное величие ума и таланта князя Александра Невского! Умелой тонкой политикой он врагов сделал союзниками и повернул события того времени на пользу всему народу русскому! [6] «Став в 1246 году Великим ханом, Гаюк искал поддержки у Александра Невского и у других властителей завоёванных христианских стран <…>, провозгласив программу <…> – поход на латинский Запад» [7].
Подвиг великого князя Александра в деле защиты русского народа от возможных новых разорений, противостояние немецким рыцарям, умирение ссор и раздоров князей сильно подорвало его здоровье, он скончался в 1263 году на 43 году жизни. Но его ревностные труды по защите и укреплению Русской Земли не пропали даром – к 1266 году русская земля уже не входила в прямую вассальную зависимость и в качестве части Золотой Орды не рассматривалась. В 1547 году на Московском соборе, который проходил под председательством митрополита Макария (1482–1563), благоверный князь Александр Невский был причислен к лику святых.
В 1258–1260 годы начались совместные галицко-ордынские походы на Литву, Польшу и Венгрию. К зиме 1274–1275 годов продолжились походы галицко-волынских князей, смоленских и брянских князей, войск Менгу-Тимура на Литву. Ипатьевская летопись под 1276 годом сообщает о том, что смоленский и брянский князья были посланы в помощь Льву Даниловичу Галицкому сарайским ханом, турово-пинские князья пошли с галичанами в качестве союзников [8]. С 1277 по 1287 годы совершались регулярные походы русских и ордынских войск на Литву, Польшу, Венгрию. В 1277 году русские князья участвовали в походе ордынцев на Северный Кавказ против аланов. В 1328 году был подавлен народный бунт в Тверском княжестве объединёнными московско-суздальско-ордынскими войсками.
С 1332 года Иван I Калита (1283–1340) добился права собирать «выход», то есть собирать дань русской властью. С этого момента началось время достаточной экономической свободы для Руси. В начале XIV века Московское княжество многократно расширило свою территорию, фактически создав новое объединённое государство вокруг Москвы. В Орде снисходительно относились к русским князьям, противящихся ханской власти. Мстили только за крайнюю дерзость и отказ платить дань. После кончины святого Александра Невского ханская ставка занималась разделом власти на Руси между русскими князьями, кому предоставить ярлык для великого княжения. Монголы настолько увлеклись этой игрой, что не заметили, как стала рассыпаться их степная империя.
В истории человечества, наверно, не найдётся подобного примера, когда после разорительного нашествия, страна не только не погибла или не растворилась в среде захватчиков, а, наоборот, окрепла, объединилась, приросла новыми большими землями – превратилась в сильнейшее государство, переросло своих захватчиков, так что со временем поглотила земли своих неприятелей. При этом шла непрерывная миссионерская деятельность в Золотой Орде, где русские князья имели свои РЕЗИДЕНЦИИ (!), купцы – посольства. Князья содержали в Сарае свои дворы с челядью. Открывались новые церковные епархии: Сарайская; дополнительно на Руси – Тверская, Холмская, Пермская. С проповедью к пермякам и зырянам был направлен святитель Стефан Пермский (1340–1396), благодаря неустанным трудам которого была создана огромная по территории епархия, достигшая своим восточным пределом Уральских гор!
С середины XIV века распоряжения ханов Золотой Орды, не подкреплённые реальной военной силой, русскими князьями уже не выполнялись, так как в Орде началась «великая замятня» – частая смена ханов, боровшихся друг с другом за власть и одновременно правящих в разных частях Орды. По мнению историков, в Орде с 1357 года наступило время непрерывной борьбы за власть между чингизидами: на золотоордынском престоле за 20 лет сменилось, по разным оценкам, от 20 до 25 ханов [9]. С 1439 по 1459 годы, пытаясь восстановить былое влияние своей власти на Русской земле, Орда предприняла целую серию походов, но вернуть свою власть над Русью монголы уже не смогли!
Дмитрий Донской (1350–1389) в годы своего правления не починялся ханским ярлыкам, выданным его соперникам, и силой захватил Великое княжество Владимирское. В 1378 году разгромил карательное ордынское войско на реке Воже. Сохранив после великих побед над ордынцами за собой великое княжение, в 1389 году передал без ханского ярлыка своему сыну «отчину». На Поместном соборе Русской Православной Церкви, в 1988 году, благоверный князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых.
С 1391–1396-х годов выплата дани вообще прекратилась. Видя свою неспособность вернуть власть, ордынские отряды перешли к грабежу наименее защищённых городов Руси, но почти всегда получали там сильнейший отпор. Великий князь московский Иван III в 1476 году отказался платить дань хану. К 1480 году Русь окончательно избавилась от попыток степняков вернуть своё былое влияние.
Для правильного понимания этого периода русской истории, необходимо указать, кто играл ведущую политическую роль на азиатском направлении. Крещение ханов и их жен, женитьба ханов на дочерях русских князей было распространённым явлением! Имея родственную или «духовную» связь с представителями ханской знати, великие русские князья смогли существенно изменить внутреннюю и внешнюю политику великих ханов в отношении Руси, что послужило началом для постепенного избавления от влияния иноземной власти.
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 22–25). Русь, ослабленная постоянными внутренними войнами, едва не погибла под натиском врагов. Пришло время, когда русская власть и народ объединилась вокруг веры в истинного БОГА и жертвенного служения своему Отечеству.
На монгольский период приходится эпоха небывалого расцвета русского монашества. Ученики и последователи Сергия игумена Радонежского, только за третью четверть XIV века, основали 75 монастырей! Из 1250 монастырей России, по состоянию на 1913 год, 754 основаны были в монгольский период! В XIII веке основано 120 монастырей, в XIV веке – 140 монастырей, в XV веке – 205 монастырей и к началу XVI века ещё 269 монастырей![10]
Увеличение монастырей показывало, какой колоссальный потенциал сохранился у русского народа в эту эпоху. Западные историки представляют это время на Руси как беспросветное «иго», разрушение быта и торговли, отставание по всем показателям жизни народа по сравнению с благополучной Европой.
Массовое строительство монастырей показывает степень необычайного культурного и технического возрастания нашего народа. Каждый монастырь был крепостью, поэтому строительство каждого нового монастыря являлось стратегическим укреплением общей обороны Руси. Развитая сеть монастырских сельских угодий, которые всегда давали хороший урожай и явились в это трудное время исключительным подспорьем для народа. Очень многие люди спаслись в те времена от голодной смерти только благодаря помощи монастырей. Это было сложное время, но именно трудности проявили в нашем народе исключительные качества ума, души, таланты, которыми в изобилии наделён русский человек. Весь мир ныне восхищается фресками Дионисия, иконами Андрея Рублёва и многими другими великими мастерами этой эпохи. Уникальные и неповторимые по красоте храмы и соборы, монастырские ансамбли и подворья в изобилии украшают до сих пор древние русские города. Какими средствами располагал русский народ и его князья в те времена, если выплачивая дань Орде, одновременно строили при этом красивейшие города и монастыри, обносили их каменными стенами и валами. А нас до сих пор продолжают учить и убеждать в существовании «страшного ига», следствием чего явилось хроническое отставание Руси от Запада.
В 1274 году была крещена дочь хана Менгу-Темура Анна, вышедшая замуж за ярославского святого благоверного князя Феодора [11]. Особо почитается в Русской Церкви святой царевич Пётр Ордынский. Чет-мурза стал родоначальником русских дворянских фамилий Сабуровых и Годуновых. Сын знаменитого темника Неврюя был православным христианином, в крещении носил имя Алексий. Великим баскаком Владимирским, при трёх первых золотоордынских ханах и при трёх великих князьях владимирских был Амирхан, в крещении носил имя Захар и был крестником Александра Невского. Правнуком Захара-Амирхана был великий русский святой преподобный Пафнутий игумен Боровский (1394–1477), последователь преподобного Сергия игумена Радонежского.
Преподобный Пафнутий воспитал целую плеяду великих русских святых: Нифонта, епископа Суздальского, известного защитника Православия в борьбе с ересью жидовствующих; Вассиана (Торопкова), епископа Коломенского; Макария, митрополита Московского (1482–1563); а также преподобного Давида Серпуховского, (+1520) основателя Давидовой Вознесенской обители, Даниила Переяславского, чудотворца (+1540), основателя Переяславского Данилова монастыря, Левкия Волоколамского, преподобных Иннокентия, Исаию, Вассиана, Евфимия Прозорливого и знаменитого преподобного Иосифа игумена Волоколамского (1440–1515), твёрдого защитника православной веры от ереси жидовствующих. От родного брата преподобного Пафнутия пошли дворянские фамилии Баскаковых и Зубовых.
От крещённых ордынцев – линии Аксаковых, Кутузовых, Апраксиных, Бахметевых, Шереметьевых, Тютчевых. Так продолжалось до прихода к власти в Орде хана Узбека в 1311 году, который принял ислам и стал проводить тотальную политику исламизации Золотой Орды. Православная Сарская епархия находилась в Орде до 1454 года, когда по решению Московской митрополии была вынужденно перенесена в пригород Москвы: на Крутицы.
В учебной программе Отечественной истории за весь монгольский период известна «единственная» победа русского воинства над врагом в Куликовской битве. А на самом деле события происходили совсем не так, как они обычно подаются в учебниках истории. Подлинная история, основанная на летописях и других документальных свидетельствах, показывает мощное противостояние русского воинства и народа монгольскому завоеванию. Отдельные княжества и дружины показывали настоящие чудеса мужества и стойкости.
В 1238 году первый удар монголы приняли под Рязанью от отряда Ивпатия Львовича Коловрата (1200–1238), когда неприятель понёс большие потери. Применив каменномётные орудия, монголы смогли остановить дружину Ивпатия!
Знаменитая оборона города Козельска, длившаяся 50 дней, сокрушила силу ордынцев. После взятия города они повернули обратно в степь, хотя в то время шёл май месяц, и впереди было полгода благоприятного времени для успешного продолжения грабительского нашествия. Только в последнем бою монголы потеряли свыше 4000 человек! Летописи тех лет писали с оглядкой на врага и, дабы не рисковать своей жизнью, некоторые факты летописцы скрыли, сохранив для своих потомков намёк на ещё большее поражение татар. В летописях написано: за 50 дней боёв у монголов погибли ТРИ ТЕМНИКА! Темник – это военноначальник, командующий 10 тысячами воинов, и погибнуть он мог только вместе со своим войском, в противном случае, при полной потере своего отряда, выжившему в бою темнику рубили перед ханом голову как опозорившему своё воинское призвание. Если под Козельском погибли ТРИ ТЕМНИКА вместе с подчинёнными им войсками, значит, за два месяца боёв, монголов полегло более 35000 человек! Страх летописцев совершенно оправдан, понятно, почему они не описали подробностей этой битвы и скрыли потери ордынцев. После Козельской битвы по приказу Батыя всякому, кто хотя бы произносил слово Козельск, рубили голову! После таких потерь вполне объяснима такая бешеная ярость Батыя!
«Оборона Козельска 1238 г.» (Диарама)
Рещектаев Н.А. (1929-1995 гг), Дмитриев Б.В., Балашов В.В.
В защите Отчей Земли против общего врага объединились соседние с Козельском города. Обороной священной земли Арсании руководило единое организованное командование князей и воевод. Они не только умело выстроили оборону, но проводили дерзкие дневные и ночные нападения отдельными дружинами на неприятеля. Такая тактика ведения боя над превосходящими силами противника привела к громадным потерям вражеского войска. Монгол били со всех сторон днём и ночью, умело координируя действия русских отрядов соседних с Козельском и Дивягорском (ныне город Чекалин) городов. В многодневном противостоянии против общего врага участвовали жители окружающих Козельск городов: Ржавца, Белёва, Перемышля [12], Дедославля.
Пусть об этом прямо не сказано в летописях, однако современный этап развития научной источниковедческой базы легко объясняет столь крупное поражение войск Батыя. Вокруг Козельска до сих пор находятся множество монгольских захоронений, исчисляющихся сотнями!
В 1301 году московский князь Даниил Александрович (1261–1303), сын Александра Невского, победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским. Позже он отказался от княжения, основал под Москвой Данилов монастырь в честь своего небесного покровителя преподобного Симеона Столпника, где принял монашеский постриг. Еще при жизни он почитался праведником. С его именем связано начало возвышения Москвы как общенациональной государственной и духовной столицы русского народа. В 1652 году он был прославлен в лике святых преподобных отцов и является небесным покровителем Москвы.
В 1362 году произошла битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском трёх орд. В ходе кровопролитного боя русско-литовскому войску, удалось пересилить ордынцев и завершить бой полной победой, вследствие чего было освобождено Подолье, а впоследствии и вся Киевщина.
В 1365–1367 годы русским воинством были одержаны победы: рязанцами на реке Войде и суздальскими дружинами на реке Пьяне.
С 1320-х годов в борьбу против Орды вступают независимые военные отряды УШКУЙНИКОВ [13]. Об их роли в победе против иноземных захватчиков в официальной учебной программе почти ничего не говорится или в лучшем случае упоминается вскользь, хотя их сокрушительные удары способствовали ослаблению Орды и её постепенному разделению. В этот год ушкуйники «прошли по Волге, а затем взяли штурмом ордынский город Жукотин (Джукетау). В 1363 году был совершён большой поход по восточным улусам Орды в Западную Сибирь и по реке Обь. Ушкуйники нанесли сильнейшее разорение тюркским союзникам монголов, живущим в этих землях. В 1366 году ушкуйники громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью, а в 1369 году проводились карательные походы по рекам Волге и Каме.
С 1360 по 1375 годы русские дружины совершили 8 больших походов на среднюю Волгу, взяв в третий раз город Болгар, столицу Волжской Булгарии. В 1374 году ушкуйники совершили поход на 90 ушкуях, захватили Вятку и разграбили Болгар. В 1391 году взят Жукотин, а на следующий год Казань. В 1409 году поведён карательный рейд русской вольницей по Волге и Каме.
По ПРОСЬБЕ Московского великого князя в 1471 году ушкуйники совершают набег на СТОЛИЦУ Золотой Орды Сарай: «идоша вятчяне Камою на низ и в Волгоу в судех и шедше взяша град царев Сарай на Волзе и множество татар изсекоша, жены же их и дети в полон <плен> поимаше и множество полону вземше, возвратишяся» [14]. Ушкуйники сохраняли свою постоянную военную мощь вплоть до конца XV века!
Даты походов русских дружин против монголов говорят сами за себя. Русские воины били монголов КАЖДЫЕ 2–3 года!!! На каждый поход степняков шёл ответный поход на Орду или её союзников. Когда монголы вели себя слишком нагло, они получали сразу всё сполна: за разорение – разорением, за грабёж – грабежом, за насилие – насилием! О каком иге можно говорить, если после сильнейших погромов русскими войсками Великий хан часто вместо военного ответа посылал Великим Московским князьям жалобы… на страшный разор его степного царства от русских! Подлинники жалоб сохранились [15].
Святой благоверный князь Димитрий Донской со своим войском в 1378 году разгромил ордынское войско на реке Воже, а в 1380 году победил большое войско Мамая на Куликовом поле.
Почему мы особо чтим Куликовскую победу? Мамай, единственный представитель Орды, шёл на Москву не собирать дань и не мстить русским за обиды, а шёл искоренять Православие как основу несокрушимости русского духа. В составе его армии были не только мусульмане и язычники, но и наёмная католическая пехота из Генуи! Вот почему так особо чествуется память этой славной битвы, которая по существу стала первой битвой за священные устои нашей народной жизни.
В 1480 году после «стояния на Угре» Орда навсегда оставила свои притязания к Руси.
А.С. Пушкин, размышлявший над страницами «Истории» Н.М. Карамзина, в письме к П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 года писал: «У нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена» [16].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2 т. Мн.-М., 2000. Кн. 1. С. 441–443.
[2] Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2 т. Мн.-М., 2000. Кн. 1. С. 442.
[3] Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2005. С. 459.
[4] Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2005. С. 201.
[5] Святая Русь: Энциклопедический словарь Русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. М., 2000. С. 20–22.
[6] Христианство: Православная энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 52.
[7] Махнач В.Л. Русский Архипелаг: Основание Сарайской (Крутицкой) епархии // www.archipelag.ru.
[8] Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. 2. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 874.
[9] Широкорад А.Б. Татары и русские в едином строю. М., 2012. С. 126.
[10] Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону / Сост. А.А. Павловский. Репр. с изд-ия 1907. POSSEV-USA 1988. Также: http://ref.repetiruev.ru/referat/russkie-monastyri.
[11] Махнач В.Л. Русский Архипелаг: Основание Сарайской (Крутицкой) епархии // www.archipelag.ru
[12] Архимандрит Леонид (Кавелин) указал на более точную дату основания города Перемышля – около 1152 года. См.: Леонид (Кавелин), иером. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 19.
[13] Ушкуйники или повольники – члены вооружённых дружин в Новгородской и Вятской землях в XIV–XV вв. Ушкуй – от древнерус.: ушкуй – речное судно с веслами, у В.И. Даля: ладья, лодка // Святая Русь: Энциклопедический словарь Русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. М., 2000. С. 934. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880–1882 г. Т. IV. С. 529.
[14] Типографская летопись // ПСРЛ. Т. XXIV. М.: Языки русской культуры, 2000. C. 191.
[15] Дайте слово // http://daiteslovo.ru/node/540 от 16.о4.2012 года.
[16] Карамзин Н.М. История государства Российского / Примеч. А.М. Кузнецова. М.: «Золотая аллея», 1993. Прим. к Т. IV. С. 539.