История города Изборска
История города Изборска непосредственно связана с историей древнейших городов Руси, такими как Славенск Великий, Старая Русса и другими, память о создании которых сохранилась в некоторых русских летописях. Начало строительства этого древнего города началось после времени строительства Вавилонской башни. «От начала света до потопа лет 2242. От потопа до разделения язык 530 лет. От разделения язык до начала ВЕЛИКОГО СЛОВЕНСКА, <…> лет 341».[1] В.Н Татищев в «Истории Российской» писал: «Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> После устроения Великого града, умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, правил славянами <…> многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.» (Славенск Великий) <…> Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята.[2] Каждому из них построил по городу и в их имена нарёк, и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер».[3] <…> Из вышесказанного можно примерно установить время основания Изборска – около 4500 лет тому назад![4] В Мазуринском летописце есть указание, что Великий град Славенск был возрожден после второго разорения и правил в нём Гостомысл. Он же возродил Русу и «ины грады МНОГИ обновиша» в том числе и Изборск. Сын Гостомысла именуемый Словен младый, «сей отыде в Чудь и тамо постави град во имя свое <…> и нарече граду имя Словенеск»[5], а после смерти его сын Избор вернул прежнее название города Изборск. В 862 Изборск достался Трувору младшему брату Рюрика, в Повести Временных Лет[6] так описаны события: «И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор».[7]
Первоначально Изборск размещался на старом городище. В VIII-IX веках Изборск, по словам летописца, стал «большим и славным городом», где, как и в Новгороде, правили русские князья. О развитии ремесел свидетельствуют обнаруженные на Славянском поле железоплавильные печи для обработки болотной руды и большое количество лепной глиняной керамики. Высокое развитие торговых отношений находит свое подтверждение в археологических находках: украшениях, оружии. До сих пор археологи находят арабские монеты VIII века, предметы из Византии, привезенные в Изборск в IX веке, монеты и медали германского и англосаксонского происхождения. Изборяне вели торговлю с Чудской землей, с которой их связывала система рек и озер. Чудское озеро, было частью знаменитого торгового пути «из варяг в греки». В X веке с развитием торговли, положение Пскова на реке Великой оказалось более выгодным, а значение Изборска как административного и торгового центра стало уменьшаться. Он превратился в пригород Пскова, но в нем сохранилось самостоятельное управление. Изборяне участвовали в псковском вече. Названия места вблизи Изборска — Словенские ключи, Словенское поле — свидетельствуют о том, что эта земля была всегда заселена славянами. «Город Изборск стоит на Словенских ключах»— так сказано о положении Изборска в древнейшем географическом описании Руси — в «Большому чертежу» XVI века. Словенское поле, или Словенец, простирается к западу от селения. Над ним высятся поросшие кустарником курганы. По местному преданию, именно там находилось первое поселение. И теперь, распахивая землю, жители Старого Изборска, бывает, находят на Словенском поле черепки древней утвари, женские украшения, а чаще наконечники стрел, остатки кольчуг.
Во времена монголо-татарского ига почти все русские земли были завоеваны. Избежали этого только северо-западные районы, но им грозила опасность с запада.
В XII веке епископ Альберт учредил рыцарский Орден меченосцев. Захватив в XIII веке Прибалтику, орден отправился завоевывать богатые русские земли. После взятия Юрьева (Тарту) в 1224 году дорога на Псков и Новгород оказалась открытой. Первый раз Изборск был захвачен в 1223 году, но псковичи пришли на помощь, и Изборск был освобожден. В 1237 году был образован новый рыцарский орден – Ливонский. И в 1240 году, нарушив мирный договор с Псковом, рыцари захватили Изборск, а затем уже беспрепятственно захватили Псков. В 1242 во время знаменитого Ледового побоища, в котором приняли участие изборские воины, рыцари были изгнаны с русских земель. Через 80 лет вновь возникла опасность: постоянная угроза со стороны немецких рыцарей, которые в любой момент могли напасть русскую землю. Для Изборска нужно было найти место, более выгодное в военном отношении, и в 1303 году «Избореск бысть поставлен на новом месте». Место было выбрано на Жеравьей горе и с того времени до XV века новая крепость выдержала восемь осад и ни разу не была взята неприятелем. Ливонские рыцари многократно вторгались на русскую землю, но всегда на их пути стоял Изборск. Особенно продолжительной и упорной была осада Изборска в 1349 году, в результате которой ливонцы, так и не сумев овладеть крепостью, оставили у ее стен немало своих павших воинов и, отступая, бросили все свои осадные машины. Участвовавший в этой осаде немецкий поэт Зухенварт назвал Изборск «железным городом». А в 1368 году крупные силы немцев, применяя многочисленные стенобитные орудия, 18 дней пытались пробить брешь в стене, но отошли, не добившись успеха. Псковский летописец того времени отметил, что немцы «много безоумнии в соуе троудившися», и не могоша зла ничто же сотворити».
«В лето 6811 ( 1302 год ) бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог вельми. Того же лета Изборск поставлен бысть на новом месте», то есть после постоянных столкновений с немцами потребовалось обновить кладку там, где было необходимо, чтобы ещё сильнее укрепить стены и башни Изборска для успешного противостояния против недругов постоянно посягающих на западные рубежи Руси.
Каменная крепость Изборска построена из доломита и в плане представляет собой неправильный треугольник с округлыми углами. К настоящему времени крепость сохранила шесть боевых башен, два въезда, два «вылаза», то есть тайных выхода, и тайный ход к реке. Важным свидетельством того, что небыло никакого нового строительства внутри крепости или «переноса её с другого места» подтверждает запись в летописи: «В лето 6388 (1330 год) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Избореск на горе на Жеравии; того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом, при княжении Александрове». В тексте летописи определённо описано ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СТЕНЫ, а не её новое строительство, после очередного нападения ордена меченосцев. Для лучшей защиты города и крепости были ещё глубже вырыты рвы. Селога посадник был крупным общественным деятелем Пскова. Он строил укрепления Пскова, вел переговоры с московским великим князем, Иваном I Калитой, который требовал от псковичей выдачи Александра, тверского князя, бежавшего в Псков после восстания против татар в Твери в 1327 году. Подновление стен и башен проводили впоследствии неоднократно, надстраивали в высоту, а со стороны внутреннего двора в ширину. Стены возведенные посадником Селогой, видны возле главных Никольских ворот. Здесь до проведения последней реставрации хорошо видно, какими тонкими и низкими были первоначальные стены. С появлением огнестрельного оружия крепость подверглась дополнительному укреплению.
В 1510 году Изборск вместе с Псковом был присоединен к Москве. В начале XVI века была построена крепость Псково-Печерского монастыря, и именно она стала принимать первые удары врагов. Во время похода на Псковскую землю польского короля Стефана Батория были разорены окрестности, в частности Мальский монастырь, о факте захвата Изборска можно судить только по результатам мирного договора 1582 года, где среди городов, которые «Стефан король поймал», значился Изборск. В конце XVII века Изборск из пригорода Пскова превратился в маленький городок, а затем в село, которое вошло в состав Печорского уезда.
В эпоху Петра I в результате Северной войны граница отодвинулась на запад. Изборск потерял свое приграничное положение и в XVIII веке его гарнизон был упразднен.
ИЗБОРСК: КРЕПОСТЬ – ХРАМ
Для более детального исследования этого уникального археологического объекта помимо классического, необходимо прибегнуть к дополнительному методу. К дополнительному методу относятся два вида фотосъёмки, аэрофотосъёмка (в том числе спутниковая) и обычное фотографирование объекта, в данном случае стен, башен и холма, на котором стоит крепость – это требуется, чтобы убедиться в исключительной древности Изборска. К сожалению, на протяжении последних 200-х лет, историки и археологи, исследовавшие Изборск, мало уделяли внимания для исследования древнего города, довольствовались лишь изучением некоторых участков территории крепости. В отчётах, как правило, всегда утверждалось – это древнейшее поселение было основано около VIII века н.э., что совпадало с государственной идеологией «молодости» славяно-русов по сравнению с другими европейскими этносами, которые появились по «утверждению» немецких историков-норманистовна исторической сцене тоже около VIII века н.э.! Так продолжается до сих пор… Но давайте попытаемся самостоятельно, хотя бы в некоторых деталях изучить Изборск. Фотография помогает выявить тонкие светотени, которые образуют различные надписи, выложенные в стенах и башнях этого чудом сохранившегося города-крепости, крепости-храма русской ведической культуры. Благодаря фотографии достаточно легко изучать уникальные надписи, сделанные из бута и земли, которые со временем зарастают травой, образуя тем самым дендроглифы. Они всегда во множестве сопровождают места, посвящённые славяно-русским ведическим богам.
С доисторических времён, славянские крепости несли в себе двойную функцию: защиты от врагов и храмового культового комплекса. Городище строилось вокруг святилища, и соединялось с ним, образуя единый архитектурный ансамбль, в котором заключался глубокий религиозный смысл – всё мироздание вращается вокруг светил и мир людей объединяется и живёт вокруг Бога как источника жизни и разума. В археологии подобная культура носит название нурагической или культуры нурагов. Нурага происходит от итальянского (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) – тип мегалитической башни. Скорее всего, это итальянское слово появилось от латинского, которое в свою очередь произошло от древнерусского – НЫРИЩЕ, НЫРЬ, НОРА. В словаре В.И. Даля есть пояснение к древнему слову «НОРА» = «НЫРА» = «НЫРЬ»=«НЫРИЩЕ», что значит ‘башня в укреплении, куда скрываются’ [от врагов].[8] На первой фотографии (Фото № 1/1а) кругами обозначены посвятительные надписи в честь ведических славянских богов Рода и Мары. В нижней части снимка справа видно «колесо» Рода левее Мары. На склоне холма на котором стоит крепость, видно множество надписей и «кругов» Рода, а также и это крайне важно, каменное основание и стены, нижняя часть башен также имеют посвятительные надписи в основном в честь бога Рода, также часто в стенах виден традиционный рефрен прославляющий РУСЬ, как достояние Неба, и как источник жизни на земле написанный рунами Макаши – «РС»=РУСЬ. На территории крепости влевой части кругом обозначена надпись-дендроглиф АРИИ. Из этого можно сделать вывод: холм, на котором стоит Изборск являлся жертвенником ещё в эпоху палеолита: времени освоения АРИЯМИ – СЛАВЯНАМИ евразийского континента.
Фото № 1
Фото № 1 а
На переднем плане видна стена крепости, где выложены из камня надписи: РОД. Самый верхний круг надпись «РС» РУСЬ, на склоне холма два «колеса» Рода и Мары. Фото № 2/2а и Фото № 3/3а.
Фото № 2
Фото № 2 а
Фото № 3
Фото № 3 а
Перед нами одна из башен Изборской крепости. В кладке стен из природного камня выложены надписи, снизу верх: пять посвящены Роду. Самая верхняя надпись читается слева на право: ХРАМ! Фото № 4/4а, При множестве посвящённых богу Роду надписей выше, как было показано, самая верхняя надпись состоит из трёх слов: ХРАМ МИРА РОДА.
Фото № 4
Фото № 4 а
На следующей фотографии № 5/5а, также видны дублирующие надписи снизу верх: Род, справа и слева «РС» РУСЬ.
Фото № 5
Фото № 5 а
Фото № 6
Фото № 6 а
Фото № 7/7а и Фото № 9/9а. Другие башни также имеют священные ведические надписи самые верхние «РС»=РУСЬ, ниже ХРАМ, все последующие справа налево Род, а справа, если смотреть на правый край колец, третий средний круг: правосторонняя свастика-ярга.
Фото № 7
Фото № 7 а
Другой ряд башен и стен вновь показывают единство замысла строительства этого комплекса, где воочию видно принципиальное предназначение этого комплекса в первую очередь, как культового и ритуального, а потом только в качестве защитного сооружения. Важный вывод можно сделать при рассматривании предложенных фотографий: Изборская крепость-храм, представляет собой уникальный археологический объект, который несёт в себе свидетельство непрерывной культурной взаимосвязи русской ведической культуры от доисторической эпохи, около XXV- XX веков до н.э. до Средневековой Руси конца XV века н.э. Фото № 8/8а: Основание холма, нижняя часть которого выложена из доломита от древности «вросла» в землю – это эпоха палеолита. Это первый культурный слой. Второй слой это эпоха возрождения Изборска после «первого запустения» около V века до н.э. Третий слой – это возрождённая крепость-храм отстроенная Гостомыслом после «второго запустения»,от неё сохранилась нижняя часть стен и башен. По времени – это вторая половина первого тысячелетия нашей эры. Четвёртый слой, самый небольшой, он очень бросается в глаза своей крайне грубой и неумелой кладкой – это верхний край башен и укрепление стен изнутри крепости эпохи X–XV веков н.э. Очень хорошо видна на фотографиях грубая достройка верхних ярусов стен и башен, которая резко контрастирует с древней очень качественной кладкой. Это время русского Средневековья, когда повсеместно исчезает ведическая вера, которая к концу XVII века исчезает на всей территории Руси.
Фото № 8
Фото № 8 а
Фото № 9
Фото № 9 а
Нураг или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н.э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов. По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в 3 тысячелетии до н. э. (см. Домус-де-Джанас, Гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери. В конце 2 тысячелетии до н. э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, так называемых народов моря или ПЕЛЕШТИМОВ – ПЕЛАЗГОВ являющиеся предками славян обладавших развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Аналогичные культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре).
Первые, примитивные протонурагиили псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов). По мнению академика А. И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Изделия искусства нурагической культуры обнаруживают сходство, как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья. Некоторые нураги по высоте достигают 20 метров.
Назначение нурагов многоразличны – это были храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, проведения народных собраний. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Датировка сооружения нурагов датируются около 3500 года до н. э., то есть временем возникновения нурагической культуры, однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII—XV века до н. э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II веке до н. э.
По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее прогрессивной из всех цивилизаций западного Средиземноморья для своего времени, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии. Из около 8 тысяч существующих нурагов лишь в некоторых проводились археологические раскопки.
На представленных здесь фотографиях убедительно видно насколько «крепость» Изборска однотипна с южноевропейской славянской культурой, которую обычно называют этруской. Подобные крепости храмы строились также в центральной Европе и на Балтийском побережье. На территории современной России, по-видимому, чудом сохранился Изборск как уникальный артефакт глубочайшей древности восходящий к эпохе позднего палеолита! Для сравнения абсолютного единства культуры нурагов и Изборского храмового комплекса привожу ниже парные фотографии различных сохранившихся нурагов для визуального исследования и проведения сравнительного анализа типов построек для убедительного вывода о ЕДИНСТВЕ КУЛЬТУРЫ и ЯЗЫКА древнейшей цивилизации, которая как может убедиться любой читатель, есть цивилизация славяно-русская. Фото: №10/10а,11/11а,12/12а,13/13а,14/14а,15/15а.
Фото № 10
Фото № 10 а
Фото № 11
Фото № 11 а
Фото № 12
Фото № 12 а
Фото № 13
Фото № 13 а
Фото № 14
Фото № 14 а
Основополагающая славянская цивилизация была постепенно к концу I тыс. до н.э. вытеснена пришлыми поселившимися на европейском континенте азиатскими инородцами. Они в свою очередь использовали как строительный материал камень славянских поселений, храмов и городов. В этом числе пострадали и нураги многие были разрушены, некоторые исчезли и представляют сегодня груду камней.
Из приведённых примеров, представленных на современных фотографиях 2010-2012 годов, видно полное совпадение типа т.н. «культовой» кладки. Этот метод уникален по своей технологи, он встречается повсеместно на тех территориях в древнем мире, где обитали славяне. Техника выполнения работ сама по себе предельно проста – при выполнении строительных работ в основании зданий или башен и других видов сооружений и в кладке стен методом регуляции внешней лицевой части строительного материала создавались посвятительные надписи ведическим богам. Обычно применялся гранит или доломит, как наиболее надёжный строительный материал, который достаточно часто встречается на поверхности земли.
В заключение статьи можно сделать вывод:
1. Изборск с древнейших времён является одним из религиозных центров славяно-русов наряду с такими знаменитыми на весь мир городами-святилищами как Словенск и Аркона.
2. В виду того, что в основании, стенах на территории крепости-храма и на внешних сторонах холма на котором стоит Изборск имеются в основном посвятительные надписи ведическому богу Роду, значит Изборск есть город-храм посвящённый этому богу.
3. Возраст Изборска, судя по его идентичности с сооружениями культуры нурагов, равен 3500 лет до н.э.! Эта культура является этруской. Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др. греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — это представители одного из южнославянских народов в древние племена, населявшие в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Существует две версии появления этрусков на Аппенинском полуострове: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. В пользу второй теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов на Аппенинском полуострове следует XIII веком до н.э. Необходимо отметить, очень часто в культуре этрусков встречается символ в виде «башни» и этот символ-знак является в этой культуре ключевым. Подобный символ был сильно распространён в славянском первом государстве – Норик. Символом матери всех богов – Макожи – Живы – Кобелы – Кибелы является также «башня». Родиной матери богов по свидетельству Геродота была Великая Скифия и служителями её могли быть только скифы, т.е. славяне! Широко распространённый культ Праматери – Кобелы, дающей всему жизнь, повсеместно встречался у славян с эпохи палеолита. В культуре Триполья были распространены фетиши – татуированные женские фигуры Кобелы. Через Трипольскую и Винчанскую культуры этот культ проник во Фригию, и в государстве Хеттов стал главным. Имя богини здесь произносилось – Кибела.[9] От хеттов этот культ распространился в Греции, Риме и других странах, став одним из доминирующих, так как здесь она почиталась прародительницей всех богов. У древних славян было особое жреческое сословие «колпаконосцев» – энареев служителей богини Кибелы, известных во всём древнем мире своим даром провидения. Геродот в «Истории» и Лукиан Самосатский (120–180 гг. н.э.) в труде «Токсарис, или дружба» писали о знаменитых жрецах – энареях, которым «одним свойственно превращать людей в бессмертных…»[10] Свидетельство древнейшего историка Геродота и знаменитого софиста Лукиана жившего в начале новой эры показывает непрерывность и постоянство культа Кибелы у славян на протяжении многих столетий.
Общим знаком-символом полабских славян объединяющий их в одну религиозную семью была «башня» – герб Арконы религиозной и культурной столицы западных славян. На карте Европы обнаруженной Конрадом Миллером (1844 – 1933) в сочинениях блаженного Иеронима (+ 420) принадлежавшей некогда святому Евсевию Кесарийскому (270 – 338), Аркона обозначена трёхстолбовой и трёхзубчатой «башней»![11]
4. Примеры сопоставления южноевропейской, центральноевропейской и восточноевропейской славянской культуры показывают единство религиозного (ведизм), языкового (древнерусский язык) и культурного наследия на протяжении 4500 лет, с XXX в до н.э. по XVI век нашей эры! Это исключительное явление в истории человечества. С принятием Православия, а отправным моментом, христианизации нужно считать вторую половину I века нашей эры, неразрывно связанной с именем апостола Андрея Первозванного. В истории славяно-русов с I века нашей эры, прослеживается, прочти непрерывное служение Православной Церкви, представители священства которой были славяно-русы. Только начиная с X века, часть епископата и священства стали составлять греки и болгары. Русский ведизм всегда занимал ведущее место в религиозной жизни народа. Ситуация стала постепенно меняться после XI века, когда Православие было официально провозглашено государственной религией. В середине XVII века староверы, исповедующие древний ведизм и старообрядцы не принявшие «новых» обрядов» от греков, стали систематически преследоваться и уничтожаться во время царствования царя Алексея Михайловича «тишайшего»… Наиболее сильное преследование было при Петре I. Вследствие гонений погибли от лишений, голода и преследований более 1,5 миллионов русских людей.
Н.В. Солнцев
ПРИМЕЧАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА
1. Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 12.
2. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» древнерусское слово «столп» имеет значение башни. Происхождение личного имени Столпосвят связано с религиозными ведическими понятиями древних славяно-русов. Столпосвят – значит почитающий святой храм-столп бога Рода. Башни-столпы культуры нурагов как у этрусков, так и славяно-русов являлись ведическими храмами бога Рода.
3. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 66.
4. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 67. В пояснении В.Н. Татищев писал: «Изборск во имя Избора,который у сарматов Кунигарди Шуя именован. Владимир в области Псковской, ныне село Владимирец, где древний вал видим <…> Столбово на реке Тихвине, другое на реке Тверце меж Вышнего Волочка и Торжка, Столп именуемое. Оба сии в области Новгородской…» Далее В.Н. Татищев пишет: некогда он имел общение с монахом Нило-Столобенской Пустыни и на вопрос, почему у острова такое необычное название, он ответил: в древних монастырских сказаниях записано, что остров получил своё название от древнейшего города, который стоял на месте нынешнего города Осташкова и назывался он в честь князя Столп или Столбов!
5. Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 12.
6. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 13.
7. Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге, в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван город Новгород.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880–1882 г. Т. 2. С. 561.
9. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980,«Кибела», С. 914.: «Кибела, фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи (с 204 года до н.э. культ Кибелы как государственной установлен в Риме). В честь Кибелы жрецами исправлялись мистерии с обрядами, в которых важную роль играли самоистязания, омовения кровью жертв и самооскопления // См.: Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. С. 75.
10. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 1. С.163.
11. Konrad Miller (21. November 1844 in Oppeltshofen; † 25.Juli 1933 in Stuttgart) war einrömisch-katholischerTheologe, Naturwissenschaftler und Kartographiehistoriker.Er war maßgeblichan der Wiederentdeckung der Tabula Peutingeriana, einerkartografischenKarte, die das römischeStraßennetzimspätrömischenWeltreichausdem 4. Jahrhundert n. Chr. abbildet, und weitererKartenbeteiligt.Miller Konrad. Die altesteWeltkarten/K.Miller. – Berlin, 1895.