Котлин – остров-маяк храма Святовида
Остров Ко́тлин находится в Финском заливе Балтийского моря, в 30 километрах западнее центраСанкт-Петербурга. Длина острова – около 12 километров, максимальная ширина менее 3 километров, площадь около 16 квадратных километров. Остров расположен на легендарных путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» и упомянут в договоре 1269 года Новгорода с Ганзой. Согласно Ореховскому мирному договору, в 1323 году было установлено совместное владение островом Новгородом и Швецией, по Тявзинскому мирному договору 1595 года граница со Швецией проходила через остров по линии Малая Ижора – Сестрорецк. По Столбовскому мирному договору 1617 года остров отошел к Швеции.
В 1703 году царем Петром I была основана новая столица Санкт-Петербург. Одновременно для защиты города со стороны моря была заложена первая линия обороны Санкт-Петербурга, которая по замыслу царя Петра I, должна была проходить между островами Котлин и Лисьим Носом и южным и северным берегом Финского. С южного берега почти до самого Котлина тянулась подводная песчаная балка. В результате корабли могли проходить южным фарватером лишь вблизи Котлина. Петр I по достоинству оценил столь выгодное положение острова и решил построить там крепость для защиты города с моря. Царь приказал устроить в конце отмели (банки) искусственный остров и построить на нем форт Кроншлот (Коронный замок). Кроме того, несколько фортов планировалось построить на южном берегу Котлина. Таким образом, любой корабль, проходящий южным фарватером, неминуемо попадал под перекрестный обстрел пушек Кроншлота и батарей Котлина. Строительство укреплений началось поздней осенью 1703 года. Зимой финский залив замерзал, сообщение с островами поддерживалось на санях. Всю зиму солдаты пехотных полков Толбухина и Островского рубили на льду деревянные ряжи для подводного основания Кроншлота. Когда лед растаял, ряжи затонули, сверху насыпали землю, и над созданным таким образом искусственным островом возвели деревянный форт. 7 мая 1704 года новый форт был введен в строй. На острове Котлине были построены пять батарей: Александровская, Толбухина и Островского в западной части острова; Ивановская и Лесная напротив Кроншлота, вооруженные 6-фунтовыми пушками. Для отражения десанта на острове находились три пехотных полка, резервом им могли служить два полка, бывшие на галерах. В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. К началу XX века неприятеля встречали мощные крепости и форты Кронштадта, построенные и постоянно модернизируемые с учетом последних достижений военной науки; 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. Многие сооружения не имели аналогов в мировом военном строительстве. Правильное планирование и строительство мощной развернутой линии обороны северной столицы России дало свой исключительно положительный эффект – за триста лет ни один враг не смог приблизиться к Санкт-Петербургу со стороны моря.
Карта «Окрестности Санкт-Петербурга». Лейпциг. 1888 год. «Map of St. Petersburg (Einseitige Farbkarte). Public Domain. Meyers Konversationslexikon (1888) Band 14 Tafel zum Artikel „Petersburg“»
С начала XVIII до начала XX веков был построен 21 форт, из которых 17 расположены в Финском заливе. Сначала строительство велось в створе основного морского фарватера, к югу от острова Котлин, позднее, когда залив к северу от острова стал углубляться, были построены северные форты. Форты перекрывают всё водное пространство Невской губы в её устье. Строились они в различные периоды времени, конструкция определялась существовавшей на период постройки теорией войны на море. Все без исключения строились на искусственных насыпных островах в период с 1704 по 1914 годы. В 1799 году западнее «Кроншлота» были построены на ряжах форт «Рисбанк» («Павел I») и батарея на свайных основаниях («Константин»). После разрушительного наводнения 1824 года форты стали реконструировать и отделывать внешние фасады гранитом. Устраивались каменные казематы, форты окружались молами с гранитными причалами. В 1860 году начато строительство на ряжевых основаниях фортов № 1–3 с казематированным размещением орудий. В 1884 году форты № 1 и № 2 (Дзичканец), и позже «Павел» и «Александр» были выведены за штат и разоружены. После Великой Отечественной войны все форты потеряли свою актуальность в качестве оборонительных сооружений.
Название острова Котлин связывают со следующей легендой. Когда к его берегу впервые подошла яхта Петра I в сопровождении галиота, солдаты шведского сторожевого отряда, увидев русские корабли, бросились в лодки и скрылись. Бегство их было столь поспешным, что на неприятельском привале остался гореть костер, на котором в котле варилась еда. Первый историк Балтийского флота Н.А. Бестужев, изложивший это предание, отнесся к нему с полным доверием. «По сему происшествию, – писал он, – остров назван Котлиным» [1].
На старых немецких картах встречается название «Кетлинг инсел» («Ketling insel») – дословно «Остров Кетлинг». В договоре о торговле 1270 года, заключенном Ярославом Мудрым с немецкими купцами, встречается упоминание об острове Кетлинген («Ketlingen»). Таким образом, на слух (например, в ряде европейских языков последняя буква в слове «g» при чтении не произносится) и на бумаге и происходило постепенное изменение названия: Kettusaari – Ketling inseln – Ketlingen – Ketling – Ketlin – Котлин.
Название острова как Ретусари находим на карте немецкого картографа Маттея Мериона, изданной в 1652 году по данным А. Бура и В. Бло, на карте голландского картографа Виллема Янсена Бло, изданной в 1662 году, и др. В некоторых современных исследованиях и публикациях указывается, что название Котлин могло произойти от слова «котловина» – обозначения Невской губы, которую закрывает остров. В ряде старых русских источников действительно встречается упоминание об «острове Котельный», «острове Котельничий» и др. В «Историческом очерке и описании Кронштадта» Н.Н. Дорогова, изданном в Санкт-Петербурге в 1908 году, указывается, что нынешний остров Котлин назывался «по-фински Ретусари». Это сложносоставное слово, состоящее из двух корней: «рету» и «саари». В отношении второго корня сомнений не возникает: слово «саари» (или в русском произношении «сари») – это saari, которое встречается и у финнов, и у ижорцев и переводится, как ‘остров’. Однако ни в финском языке, ни в ижорском нет слова «рету» (или «ретту»). Нет такого слова и в языке народов, населяющих берега Балтийского моря: эстонцев и шведов. Из вышесказанного можно сделать вывод:
1.Если это слово отсутствует в языках балтийских народов, значит оно заимствованное, иностранное, которое нужно искать в языке соседних народов, живущих на побережье Балтики.
2. Слово «рету» закрепилось у финнов и родственным им народам без перевода, значит, оно обозначало что-то важное и не нуждалось в переводе на местные языки. Так обычно происходит с этнонимами, которые заимствуются в лексический репертуар родного языка для именования соседних народов. Сложносоставная лексема, состоящая из заимствованного слова и дополнительного слова из языка автохтонного населения в процессе морфологического словопроизводства (композита), вполне нормальное явление в лингвистике. Теперь нужно разобраться, есть ли такой народ, живущий близко с прибалтийскими народами с таким этнонимом.
Народ «реты» [2] (рету), «руяне», «руги» и «раны», а также «рутены» («rutheni»), («rusci»), т.е. русские – это разные названия полабских славян – большого народного союза, создавшего в первом тысячелетии нашей эры крупнейшее в Европе государство – Вагрию [3]. В 1139 году Вагрия была захвачена немецкими феодалами. После поражения в войне с немцами и датчанами, славяне частично ассимилировались, но в основном стали предками для таких современных славянских народов как лужицкие сорбы, чехи, словаки, поляки и русские [4].
Карта Вагрии 1631 г. «Landtcarte von dem Lande Wageren Welenes ist das Oftertheil von Holsten»
В верхней части карты под информационной таблицей в красном щите находится голова Тура (быка) – это древний герб государства Вагрии. Тур является зооморфным ликом древнерусского бога Рода, которому у западных славян были посвящены два главных святилища Рода: один в Арконе, другой в Ретре. Следовательно, в финском языке сохранилось точное историческое название – ОСТРОВ РЕТОВ, ОСТРОВ РУСОВ. Чтобы окончательно убедиться в том, что остров Котлин в древности назывался ОСТРОВ РЕТОВ («рету» + «саари»), то есть был русским островом, достаточно посмотреть на спутниковые фотографии.
Фото № 1. Общий вид острова Котлин (Кронштадт) с высоты 8.64 км
Остров Котлин посередине «рассекает» автодорога, деля его на западную и восточную часть. В восточной половине находится город Кронштадт, а на западной – лесной массив, в котором сохранилось множество ведических образов и посланий на русском языке. Остров всегда был главной военно-морской базы русского флота на Балтике, поэтому земля острова, особенно его западная часть, не была повреждена. В некоторых местах сохранились старые участки леса, что обусловило хорошую сохранность дендроглифов.
Фото № 2. Западная часть острова Котлин
На этом участке изображена во весь рост защитница русской земли – Мара-Воительница. К сожалению, из-за современной застройки сильно пострадало её лицо, а также кисть правой руки, часть левой и область левого колена.
Фото № 3. Контур силуэта Мары-Воительницы
Лицо Мары-Воительницы обращено на юго-восток. На голове у неё корона с надписью: ЯР РОД. Правой рукой она опирается на щит, в верхней части щита изображена восьмилучевая ярга – знак Рода-Святовида. Левая рука Мары поднята – этим возвышенным жестом она указывает на меч Святовида, на лезвии которого находится надпись-дендроглиф: МЕЧ ХРАМА АРКОНЫ. Острие меча направлено в сторону запада, в сторону Арконы, где хранился этот меч. С помощью природного ландшафта и рельефа берега наши предки указывали всем путешествующим правильное направление плавания в сторону главного святилища западных славян.
Фото № 4. Меч Святовида. Надписи выполнены методом регулярной посадки деревьев
Фото № 5. Меч Святовида. Обведены контуры лезвия и находящиеся внутри надписи
Если фигуру Мары развернуть на восток, открывается удивительный образ двух крылатых сфинксов. В русской народной культуре крылатые девы-птицы именуются СИРИН и АЛКАНОСТ.
Фото № 6. Сирин и Алканост – крылатые девы
Фото № 7. Контуры Сирина и Алканоста
Под интенсивную застройку на южном участке центральной части острова был вырублен лес, также сильно пострадал травяной покров, но, не взирая на большие потери лесного массива, достаточно хорошо видны изображения крылатых дев.
Фото № 8. Восточная «кронштадская» часть острова
Восточная «кронштадская» часть острова содержит много надписей, поясняющих, кому принадлежала и принадлежит эта земля.
Фото № 9. Восточная «кронштадская» часть острова
Дендроглиф предместья Кронштадта и территория города в совокупности составляют гигантскую надпись: МОСКВА (здесь подразумевается как этноним русского народа) – ЯР РОД.
Фото № 10. Предместье Кронштадта
Если посмотреть на участок земли между автострадой и городом, видны новые слова: ЯР РОД РУСЬ.
Фото № 10. Предместье Кронштадта. Контуры надписей: ЯР РОД РУСЬ
Территория и окрестности Санкт-Петербурга в древности были землей храма Рода. Святилище находилось на современном Васильевском острове. Парковый массив смоленского кладбища сохранил этот дендроглиф: ХРАМ РОДА. Город планировался иностранцами и строился под пристальным их наблюдением, поэтому неудивительно, что современный центр города не имеет ведических посвятительных надписей. Что чудом уцелело? Почти везде вдоль береговой линии большой и Малой Невы, на Петроградской стороне и вдоль всего южного побережья достаточно хорошо сохранились геоглифы и дендроглифы. Удивляет тот факт, что вдоль берегов Невы сохранился геоглиф АРКОНА, который повторяется много раз в нескольких направлениях: в сторону Ладожского озера и в сторону Балтийского моря, вдоль южного берега от Ломоносова до Стрельны.
Фото № 11. Южное побережье Финского залива
Фото № 12. Южное побережье Финского залива. Контуры надписей: ЯР РОД. Вдоль побережья непрерывная лента надписей АРКОНА
Данные надписи говорят о постоянной обитаемости дельты Невы. Возможно, что в древние времена здесь был большой город, который стоял на важнейшем транспортном узле, фактически являясь городом-крепостью, городом-ключом, открывающему или запрещающему вход в так называемый путь «из варяг в греки». Этот город открывал путь к первой столице Руси – Словенску Великому. Вот почему именно на невские берега пришел строить новую столицу император Петр I. Он прекрасно знал о том, что здесь был древний русский город-форпост, расположенный на важном стратегическом и торговом направлении.
К сожалению, сегодня приходится собирать сведения о прошлом нашей Родины по крупицам. Наши соотечественники, жившие менее ста лет тому назад, гораздо больше знали о нашем прошлом. Если вспомнить стихотворение великого русского поэта Валерия Брюсова (1873–1924) «Старый вопрос» (1914), можно заметить в тексте важное сведение, которое ныне «забыто». Поэт написал как об общеизвестном факте о находке «двух сфинксов, обретенных на отмели Невской»:
«…Иль мы – тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
Иль мы – тот народ-часовой,
Сдержавший напоры монголов,
Стоявший один под грозой
В века испытаний тяжелых?
Иль мы – тот народ, кто обрел
Двух сфинксов на отмели Невской,
Кто миру титанов привел,
Как Пушкин, Толстой, Достоевский?»
Сегодня, наверное, вряд ли кто-то сможет уверено сказать, где находятся эти сфинксы и что с ними стало… В свое время они украшали берег Невы и имели культовое значение для наших предков. Если бы они были египетские, то поэт обязательно бы подчеркнул столь необычный факт. Скорее, Брюсов неправильно атрибутировал эту уникальную находку. Это были не сфинксы, а русские крылатые богини Макашь и Мара. На острове Котлин, как было выше показано, сохранилось изображение двух крылатых русских богинь. Они имеют птицеобразный лик и связаны с комплексом гиперборейской (полярной) мифологии. Античный историк Геродот, живший в V веке до н. э., в IV книге «Истории» описал одно из самых древнейших мировых святилищ Додонское, которое находилось в Фессалии и жриц, служащих у его священного дуба. По его свидетельству, этот пеласгический культ существовал с незапамятных времён у пеласгов-славян, и был почитаем во всем древнем мире. Состоять в касте жриц и получать право служить и прорицать у священного дуба имели право только женщины, принадлежащие народу пеласгов, т.е. славянские женщины. Жрицы, служившие при Додонском святилище, именовались Пелеядами или Плеядами (от греч.: дикий голубь). Святилище в Додоне, его жрецы и жрицы существовали задолго до вторжения на Балканы греков, ещё во втором тысячелетии до н. э., когда в этих местах обитали пеласги и молоссы. Античные источники сохранили описание «белокурых жриц», одна часть которых носила светлые одежды, другая была облачена в темные одежды. «Белые голубицы» возвещали добрую волю бога, а «темные голубицы» злую волю и бедствия. Палеолитические богини русского севера Макашь и Мара символизировали двух великих рожениц, дающих земному миру жизнь, плодовитость и бессмертие. Древнейший культ рожениц от пеласгов-славян перешёл в культовую традицию греков в образах Лето и Артемиды. Архаические мифы о матери и дочери – Макаши и Маре связаны географически с ГИПЕРБОРЕЕЙ, а тематически – с охотой и со звериным миром, прежде всего с оленями и ланями. В основе мифов может лежать весьма древнее представление о двух небесных богинях-рожаницах доземледельческого периода, когда они выступали еще в своем полузверином-полуженском обличье. Рогатые роженицы-оленихи мезолита и неолита – мать и дочь Макашь Мара – ведали плодовитостью природы. Макашь, кроме того, считалась помощницей при родах, главной покровительнице всех рожениц. Символически богини изображались крылатыми, и в более поздние века стали именоваться в русском народе как Сирин и Алканост.
Поэтому обнаруженные на отмели Невы в XIX веке крылатые богини были не сфинксами, а главными древнеславянскими ведическими богинями. Дендроглифы в центральной части острова Котлин, изображающие двух крылатых богинь, лишь подтверждают факт древнейшего поселения славян в устье Невы и на прилегающих островах. Прибрежные геоглифы, образующие надписи АРКОНА, а также изображенная на западном мысе острова Котлина богиня Мара, указующая путь к главному Арконскому святилищу Святовида, свидетельствуют о глубокой древности этой земли, на которой жили наши великие предки, создавшие такие уникальные и неповторимые творения.
Н.В. Солнцев
8. 11.14
ПРИМЕЧАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА
1. Петров Г. Ф. Кронштадт: Очерк истории города. Л., 1985
2. Дорогов Н. Н. Исторический очерк и описание Кронштадта. СПб., 1908
3. Материалы для истории русского флота. СПб., 1865
4. Копельманн В.С., Кобчиков Е.Ю. К вопросу о происхождении названия острова Котлин // http://www.rhga.ru/science/conferences/spbse/2003/16_Kopelmann.pdf
[1] Петров Г. Ф. Кронштадт: Очерк истории города. Л., 1985. С. 4.
[2] Реты (лат. Raeti, ромш. Rhaeti) – древние племена, обитавшие в долинах Западных и Центральных Альп. Относились к археологической культуре Фритценс-Санцено, испытавшей культурное влияние латенской культуры. Античные авторы отождествляют ретов с этрусками. Ретский алфавит относится к группе «северноэтрусских». Ретский язык грамматически и лексически близок к этрусскому языку. Столицей и одновременно сакральным центром славянского народа ретов был город Ретра. Ретра (нем. Rethra, слав. Радигощь, Радгощь) – религ. центр и укрепление (X–IX вв.) балт. слав. племени редариев (ратарей, ретрян), входивших в союз племен лютичей. Сохранилось городище, расположенное в округе Нёйбранденбург, в 2,5 км к северо-востоку от Фельдберга, на мысе, выступающем в Брейтер-Люцинком озере. Ретра описана современниками-хронистами Адамом Бременским и Титмаром Мерзебургским. Их сведения были подтверждены проведенными в 1922 г. К. Шуххардтом раскопками. Ретра была окружена двумя земляными валами с 3 большими и 3 малыми башнями с воротами. В центре стоял квадратный деревянный храм (дл. стены ок. 20 м) бога солнца и огня Радагаста или Сварожича (в нем, по описаниям хронистов, находились золотой идол главного божества и некоторых др.). Близ храма открыты 10 жилых домов, принадлежавших, по-видимому, жрецам и сторожам храма. В 1068–69 гг. при германском короле Генрихе IV Ретра была разрушена войсками епископа Бурхарда Хальберштадтского и вторично – в начале XII в. императором Лотарем.
[3] Вагрия (Варягия) – полуостров на востоке германской земли Шлезвиг-Гольштейн. Высшей точкой Варягии является Бунгсберг (168 м), на котором расположена древняя крепость. В Средние века Вагрией (нем. Wageria) назывались значительно более обширные земли. Согласно «Славянской энциклопедии», Вагрия это историческое название области, расположенной между Балтийским морем, реками Травой и Свентиной и островом Фемарн (Фембре). Вагрия была населена славянским племенем вагров-варинов, а с X в. подверглась опустошительным набегам немецких феодалов и была захвачена ими в 1139 г.
[4] Гладкий В. Д. Славянский мир I–XVI века: Энциклопедический словарь. М.: Центрополиграф, 2001. С. 80.