search
top

Новгород Великий

ГЕРБ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОДНовгород Великий является одним из древних и значимых городов Руси. В русских летописях указываются разные даты его основания. В «Повести временных лет» отмечено, что город существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами. В Лаврентьевской летописи записано: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша и Новгород» [1].

Официальной датой основания Новгорода принято считать 859 год [2]. Основанием датировки послужило известие одного из самых поздних летописных сводов – Никоновской летописи (XVI в.) [3]. В самой летописи не сказано об основании города именно в этот год 6367 (859 год), под этот год приводится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, что никак не может признаваться датой возникновения Новгорода! Такой факт свидетельствует только об одном – город, в котором княжил Гостомысл, был очень древний и славный, так как приглашение княжить своим сродникам в этом городе было для них (Рюриков) большой честью, от которой они не отказались! Одним из первых письменных свидетельств о существовании города Новгорода являются записи готского историка Иордана (VI в.). В «Гетике» (GETICA) он написал о том, что «Склавены [4] живут от города Новиетуна [5] и озера, именуемого Мурсианским до Данастра, а на север – до Висклы…» [Sclaveni a civitate Novietunense et lacu qui appellatur Mursianus usque ad Danastrum, et in boream Viscla tenus commorantur: hi paludes silvasque pro civitatibus habent] [6]. Иордан четко обозначил границы, где находится “Новгород”: между Викслой (совр. река Висла) на севере и Данастром (совр. Днестр), а озеро, именуемое Мурсианским [7], или еще встречается другой вариант названия Морсианское, (lacus Mursianus, Morsianus) вполне может соответствовать озеру Ильмень, которое в древние времена носило название Моиск [8].

Это срединное положение между вышеуказанными географическими ориентирами вполне допускает возможность локализовать так называемый “Новгород” Иордана со Словенском Великим. Удивляться этому не стоит. В.Н. Татищев, ссылаясь на тот огромный летописный материал, которым он в свое время располагал при написании «Истории Российской», отметил, что Словенск Великий за свою многовековую историю трижды был разрушен врагами и трижды восстанавливался из пепла. Время, в которое жил Иордан, как раз совпадает с периодом последнего возрождения Словенска после разрушения его готами. Е.И. Классен приводит сведение Иордана о разрушении в IV веке н.э. готами древнейшей столицы Руси: «Иордан ещё в VI веке пишет, …что в 350-м году Новгород был покорён готами» [9]. Поэтому неудивительно, что очень часто в европейских хрониках и русских летописях Словенск Великий называется «Новгородом», не в смысле нового города, который основал князь Рюрик только в 862 году н.э., так называлась древняя столица славен и русов, многократно восстановленная, то есть ‘новая’, ‘обновленная’, после разрушительных нашествий врагов. М.В. Ломоносов исследуя Новгородскую летопись, некоторые места начальной ее части подвергал критике, но в отношении возникновения города Славенска Великого и его славной истории, что очень важно, у него не было никаких сомнений. Он принимал как неоспоримый факт существование древнейшей столицы славянского мира: «…никакой не нахожу причины <…>, чтобы город Славенск никогда не был построен и разорен много прежде Рюрика. Страшные развалины свидетельствуют; Нестор о Новгороде упоминает прежде всех городов Российских, и что дважды строен (в начале и в 362 г.  н.э.). От северных писателей издревле называется Кунигардия, то есть (на чудском языке) славный город». [10]

В свое время великий русский ученый А.А.  Шахматов при исследовании летописей обратил внимание на косвенные указания повествований о существовании более древнего главного города, чем Новгород. Он отметил, что в ПВЛ в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях присутствует краткое указание на древнее появление славян на берегах Ильменя и Волхова, а в Радзивилловской летописи «Новгородом» названы земли вокруг Старой Ладоги, где поселились Рюрик «с родом своим». Следующим важным свидетельством существования у древних русов и славян более древней столицы, как главного духовного, административного, военного, политического и фискального центра, по мнению академика Шахматова является управление многими родственными племенами и сбор подати с соседних племен, которое осуществлялось из одного столичного города: «на северо-западе России был такой политический центр русов, откуда они господствовали над финскими и восточно-славянскими племенами»[11]

В арабских исторических и географических источниках сохранилось множество уникальных сведений о государственном устройстве в землях славен и русов. Многие родственные союзы у славян возглавляли цари и князья. Влияние славянского мира было огромно, что отмечают почти все восточные авторы, народ русов очень богат, вел торговлю со всеми известными странами, в отношении иностранцев всегда был дружелюбен и открыт, но если кто-либо наносил обиды русам, они выходили на войну и продолжали воевать до тех пор, пока не истребляли своих врагов.

Novgorod_1

Новгород Великий. Совр. фото

Арабский ученый Абу-л-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах Ибн Хордадбех (820–890) в «Книге путей и стран» (لمسالك والممالك) отметил, что славяне управляются князьями: «Владыка ас-сакалиба – кназ…» [12]

Арабский географ Абу Али Ахмад ибн умар Ибн Русте (IX – первая треть X вв.) сообщает в «Книге дорогих ценностей» (القيمة الدفترية مكلفة) еще более интересное сведение из жизни древних русов, отмечая, что главой всех русов является «малик» [13], т.е. царь, который «коронуется, и они (русы и славяне) подчиняются ему и действуют по его распоряжениям. Его пребывание – в середине страны славян» [14]. Этот же географ дополнил важной подробностью сведение из жизни царя русов: «есть у них знахари (волхвы), из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники» [15]. Все повеления цари совершают только с совета волхвов, будь то принесение жертвы или начало войны. Анонимный трактат «Пределы мира от востока к западу» (ما وراء العالم من الشرق إلى الغرب) (ок. 982 г.) свидетельствует, что одним из главных городов русов является СЛА.А. (Славенск) [16]. Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (849/50–934) в «Книге путей и стран» (المسالك والممالك) (ок. 930–933 гг.) писал: «Русов три вида. [Один] вид их – ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба, и он – больше, чем Булгар. А вид их самый отдалённый называется Салавийа» [17]. В других арабских источниках X века упоминается город ас-Славийа (Слава, Салау) как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией. Данные арабских источников определенно показывают, что до основания Новгорода (862 г.) был на севере Руси другой главный город. Дополнительно необходимо отметить, что только в арабских источниках сохранились свидетельства, которые говорят о том, что крещение славен и русов произошло значительно ранее общепринятой даты 988 года! Об этом писал Ибн Хордадбех (820–890) в «Книге путей и стран» (لمسالك والممالك): русы и славяне – христиане, так как, посещая арабские страны, они платят подушный налог (джизья), положенный для иноверцев! Иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани» в «Книге стран» (كتاب) (903 г.) писал: «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» [18].

В Византийских источниках первое упоминание о северном столичном городе русов Немогарде (Νεμογαρδάς) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах этот город называется Хольмгардом (Holmgård, Holmgarðr) – столицей Гардарики. Дословный перевод этого названия ‘островной город’ – наводит на мысль о существовании «старого города», так как Новгород стоит не на острове, а на берегу реки Волхова. В немецких и датских источниках город называется Острогардом (Ostrogard). Адам Бременский (+1081), называет в восточных землях главный город русов – Ostrogard Ruzziae. В «Малом Идриси» [19] (حديقة المودة والترفيه الروح) написано, что город Ас.т.р.куса расположен более чем на 150 километров на север от земли маджусов. Это расстояние как раз соответствует пути от озера Ильмень на север, к южному побережью Ладожского озера, что полностью соответствует месторасположению Славенска Великого.

Первая Новгородская летопись младшего извода сохранила перечень «Новгородских» князей, то есть князей Словенска Великого от Гостомысла: «Костятин, Остромир, Завид, Петрята, Костянтин, Миронег, Сава, Улеб, Гюрята, Микула, Добрыня и др.» [20]. Обратите внимание, в списке отсутствуют Рюрик его братья и Олег Вещий! Это значит только одно: Рюрик не княжил в Словенске Великом, так как после переселения из Арконы Вагрийской он на противоположенном берегу Волхова, напротив Словенска, основал город Ладогу. А после свержения власти и подавления народного восстания под руководством князя Вадима, о чем сохранились сведения только в Никоновской летописи, перенес столицу к истоку Волхова, назвав ее Новым городом. Об этом сообщает В.Н. Татищев: «В четвертое лето (спустя 4 года) княжения его (Рюрика) переселился ОТ СТАРОГО В НОВЫЙ ГРАД великий КО ИЛЬМЕНЮ, прилежа о разбирательстве о земле и управлении, как то делал и дед его» [21]. В.Н. Татищев, освещая древнейшую дорюриковскую эпоху, писал, что потомки князя Славена царствовали несколько сот лет, после смерти прямых потомков власть над северной Русью перешла к князю Вандалу. Он царствовал в Словенске Великом, и управлял всеми соседними народами. Его сыновья Избор, Владимир и Столпосвят основали в своих уделах города, первый – Изборск, другой – город Владимирец, недалеко от Пскова, а Столпосвят построил свой престольный город на берегу озера Селигер, и назвал его своим именем, ныне на этом месте стоит город Осташков.

Древний Новгород

После смерти Избора и Столпосвята князь Владимир принял власть над всей северной Русью, и его потомки княжили в мире и благополучии до девятого колена. Потомок князя Владимира Буревой стал постоянно вести войну с варягами, всегда побеждая их и “завладел всей Бярмиею до Кумени”. Спустя годы, варяги и норманы объединились и нанесли большое поражение славянам и русам, захватив Словенск Великий. Буревой в ходе последнего сражения чудом остался живым и сумел переправиться в Бярму, где дожил до старости. Спустя время, славяне, русы и соседние народы, тайно направили своих послов в Бярму, чтобы князь Буревой позволил возглавить своему сыну Гостомыслу освободительный поход против варягов и норманов. Князь Буревой дал свое согласие на освобождение своей земли от врагов. Воинство, возглавляемое князем Гостомыслом, в ходе великой битвы смогло переломить в свою пользу ход сражения и победить, освободив все северные земли и стольный город Славенск. Долгие годы князь Гостомысл умело и справедливо правил на своей земле и заслужил большую народную любовь и признание. В глубокой старости, не имея прямых наследников, он, по совету волхвов, объяснивших ему откровение, увиденное им во сне, просил своих верных слуг отправиться за море, в Вагрию, чтобы призвать на княжеский престол, после своей смерти, своих ближайших родственников – княжеский род Рюриков [22].

В заключении необходимо отметить, что город Новгород Великий действительно был основан князем Рюриком на месте истока реки Волхов из озера Ильмень в 862 году. Уверенностью в такой датировке, помимо сведений летописей и хронографов, нам дают результаты многолетних научных археологических экспедиций, которые до сих пор не обнаружили на территории Новгорода Великого культурный слой старше X века н.э.

Рассматривая спутниковые фотографии Новгорода Великого, также убеждаемся, что на территории города и прилегающих вокруг земельных участках нет дендроглифов, подтверждающих столичный статус города. Градообразующим урбаноглифом Новгорода является большая надпись – АРКОНА. Это напрямую свидетельствует о том, что город основан представителями жреческой касты святилища Святовида, а это в свою очередь доказывает тот факт, что Новгород, действительно, основан в более поздние времена, после разрушения Словенска.

Новгород Великий. Левый берег

Фото № 1. Новгород Великий. Левый берег

В центре фото видна крупная надпись: АРКОНА. ЯР РОД.

Новгород Великий. Левый берег

Фото № 1.1. Новгород Великий. Левый берег

В центре города выделены крупные посвятительные надписи, объясняющие, кому посвящен город: РУСЬ. АРКОНА. ЯР РОД. Вагры, возглавляемые Рюриком, потеряв свою столицу и переселившись на земли ильменских славен, основали «Новый город» и посвятили его Святовиду – Яру и его арконскому святилищу.

Новгород Великий. Восточное направление

Фото № 2. Новгород Великий. Восточное направление

Новгород Великий. Восточное направление

Фото № 2.1. Новгород Великий. Восточное направление.

На фото 2.1, помимо уже известных надписей, появляется новое пояснение: Новгород – это ХРАМ ЯРА. АРКОНА. Город народа МОСКВЫ. Эта очень важная деталь, которую нам сообщает урбаноглиф – город основали представители народа МОСКВЫ, народа, который владел Арконой и всеми полабскими славянами.

Территория вокруг новгородского Кремля и Софийская сторона

Фото № 3. Территория вокруг новгородского Кремля и Софийская сторона

Территория вокруг новгородского Кремля и Софийская сторона

Фото № 3.1 Территория вокруг новгородского Кремля и Софийская сторона

Территория вокруг новгородского Кремля и Софийская сторона образуют дополнительные пояснительные надписи: Новгород – это МИР ЯРА, АРКОНА ЯРА, ХРАМ ЯРА. По своему ландшафтному оформлению выделяется детинец – Кремль и древний посад вокруг него. Такой тип подготовки прилегающих земель вокруг доминантного городского центра определенно показывает, где в дохристианское время находился храм Яра.

Новгород Великий. Правобережная сторона

Фото № 4. Новгород Великий. Правобережная сторона

Новгород Великий. Правобережная сторона

Фото № 4.1. Новгород Великий. Правобережная сторона

Особенностью правобережья является, помимо обычного здесь посвящения РУСЬ АРКОНА, многократное повторение надписи МОСКВА.

Новгород Великий. Объединяющий градообразующий лик Яра

Фото № 5. Новгород Великий. Объединяющий градообразующий лик Яра

Новгород Великий. Объединяющий градообразующий лик Яра

Фото № 5.1. Новгород Великий. Объединяющий градообразующий лик Яра

Объединяющим градообразующим символом Новгорода является лик Яра. Подобный лик единожды встречается только на святилище Яра Славенска Великого. Только лик на святилище старой столицы помещен за городом, на особом холме, построенном по всем требованиям ведизма, а вписанный в урбаноглиф Новгорода лик Яра имеет, скорее, признаки обыденности, стандартного подхода, что свидетельствует об определенной потери сакрализации. Таким образом, Новгород планировался в более поздние времена по сравнению с основанием Словенска, место для строительства Новгорода готовили люди, не имеющие сильного благоговения к местному культу Яра.

Новгород Великий. Северо-западное предместье

Фото № 6. Новгород Великий. Северо-западное предместье

Новгород Великий. Северо-западное предместье Северо-западное предместье Новгорода

Фото № 6.1. Новгород Великий. Северо-западное предместье Северо-западное предместье Новгорода

В северо-западном предместье виден большой лик Яра-Воина и сопровождающие его надписи: ЯР АРКОНА. МОСКВА.

Н.В. Солнцев

21.12.14

ЛИТЕРАТУРА

Диба Ю. Урбаністично-адміністративні реформи княгині Ольги  // Студії мистецтвознавчі. Архітектура. Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Київ, 2012. Ч. 4 (40). С. 78–110.

Ипатьевская летопись Новгородская 1-я летопись младшего извода. Т. IX. СПб., 1862.

Колчин Б.А. Дендрохронология Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1963. Т. 117.

Колчин Б.А., Черных Н.Б. Дендрохронология Восточной Европы. М.: Наука, 1977.

Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: МГУ, 2005.

Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1054 года, СПб., 1847. Репр. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006; М.: Белые Альвы, 2006.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII – первая половина IX в.). МИА, 1968. № 152.

Мачинский Д.А. К вопросу о территории обитания славян в I–VI веках. АСГЭ, 1976. Вып. 17.

Мурашева В.В. Эпоха формирования Древнерусского государства (IX–Х вв.) // Меч и златник: К 1150-летию зарождения Древнерусского государства: Каталог выставки. М.: Кучкино поле, 2012.

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. М., 1983.

Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994–1995.

Повесть временных лет / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Л, 1950.

Подосинов A.B., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий М., 2011.

СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Сост. В.А. Дударев, Н.А. Евсеева. М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980

Тарабардина О.А. Дендрохронология средневекового Новгорода (по материалам археологических исследований 1995–2005 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2007.

Толстов С.П. «Нарцы» и «волхи» на Дунае. (Из историко-этнографических комментариев к Нестору) // Советская этнография, 1948, № 2.С. 8.

Удальцова А.Д. Основные вопросы этногенеза славян. «Советская этнография», 1947, № 6—7, С. 45  // Племена европейской Сарматии II в. н. э. «Советская этнография», 1946, № 2, стр. 41—50.

Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // История СССР. 1971. № 2. С. 32–61.

Янин В.Л., Колчин Б.А. Итоги и перспективы новгородской археологии // Археологическое изучение Новгорода. РусАрх. М., 1978.С.48

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926.Стлб. 1–29. С. 6.
[2] Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // История СССР. 1971. № 2. С. 32–61 // СССР: Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Сост. В.А. Дударев, Н.А. Евсеева. М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. С. 180, 702.
[3] ПСРЛ. Т. IX. СПб., 1862. С. 8.
[4] Склавены (Sclaveni) – этноним, который стал применяться византийскими историками для обозначения совокупности многоплеменного славянского союза, около VI в. н.э. Склавены обитали в VI в. в пределах Норика (Nara), западная граница их расселения проходила близ реки Савы, на восток их поселения простирались до Днестра. Склавены составляли тогда западную группу южной ветви славянских племен. Вместе со склавенами источники обычно называют антов, которые составляли восточную группу той же южной ветви славянских племен. Северную ветвь этих племен составляли венеты.* Вполне отчетливо склавены выступают в источниках лишь с VI в., когда о них пишется и много, и достаточно выразительно, как о грозной силе, надвигающейся с севера на империю. В эпитафии, посвященной Мартину (+ 580 г.), который был сначала аббатом Думийского, (Dumiensis), монастыря, находившегося близ впадения Соны в Рону, затем – епископом города Бракара в северо-западной Испании, говорится о том, что он приобщил к христианству представителей множества племен: «Ты привлек к союзу с Христом разные свирепые племена». Далее следует их перечисление: Alamannus, Saxo, Toringus, Pannonius, Rugus, Sclavus, Nara, Sarmata, Datus, Ostrogotus, Francus, Burgundio, Dacus, Alanus, Те duce nosse Deum gaudent; tua sugna Svevus admirans ducit… Из числа вышеперечисленных племен, выделены славянские народы, которые получили святое крещение: паннонцы, руги, склавы, нары, сарматы, аланы. В «Повести временных лет», в рассказе о времени расселения народов после строительства Вавилонской башни, летописец пояснил, что одним из 72 языков (народов) «бысть язык словенеск, от племени Афетова, нарцы еже суть: словене». В разночтении по рукописи Московской Духовной Академии (Троицкой 1-й летописи) встречается «нарицаемии норци» В комментарии к «Повести временных лет» Д.С. Лихачев пишет: «Нарци или норики – жители Норика… В VI в. здесь уже жили славяне. Поэтому очевидно, а может быть вследствие какого-либо предания, норики и были отождествлены на Руси со славянами. В перечислении 72 народов в русской «Толковой Палее» против наименования некоторых народов даны разъяснения: «авер – иже суть обези», «руми, иже зовутся греци», также и «норици, иже суть словени». По-видимому, «Повесть временных лет» и «Толковая Палея» в данном случае имели какой-то общий русский источник» («Повесть временных лет» / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Л., 1950. Т. II. С. 213. Ср.: С. 341). Роль славянских племен в событиях на Балканском полуострове в VI в. была настолько значительна, массы их, нападавшие на Византийскую империю, были так велики и сильны, что нельзя не предположить существования племенного союза склавенов на большом протяжении левого побережья Дуная и севернее его. Прокопий в VI веке записал, что анты и склавены занимают большую часть земель по левому берегу Истра. Войска ромеев переправлялись через Истр, чтобы поджечь целые “деревни” и разорить поля склавенов. Интересно, что слово «деревни», которым Менандр называет поселения склавенов, многократно употреблял в середине V в. Приск при описании неких варварских поселений. Как известно, он оставил в своих интереснейших записках свидетельство; говоря о напитке, которым угощали византийских послов в «деревнях» за Истром, он употребляет слово «мед». Особенно обильны сведения о склавенах у Прокопия, Менандра, Феофилакта Симокатты. Прокопий описывает их вместе, как одно племя или совокупность подобных друг другу племен. В чрезвычайно подробном описании он неоднократно напоминает: склавены и анты не отличаются друг от друга; у них один язык, они схожи по внешнему облику, в давние времена они имели одно общее имя, и тех и других в древности звали спорами, у них общее место расселения – большая часть левого побережья Истра. В итоге своего рассказа Прокопий определяет склавенов и антов, как единый народ. Интересно отметить, что этноним «СПОРЫ», т.е. «СЕМЯ» на санскрите звучит, как «ретас» (retas). Это санскритское слово, возможно, является основой происхождения названия одного из множества славянских народов – РЕТОВ. Этруски также себя называли РАССЕНЫ, т.е. СЕМЕНЕМ, наполнившем собой многие земли. (См. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: МГУ, 2005. С. 548). Упоминание Прокопия о спорах не единственное. В списке племен, составленном, по-видимому, в VIII–IX вв. и включенном в сочинение так называемого Псевдо-Каллисфена, указаны споры (См.: Pseudo-Callisthenes nach der Leidener Handschrift hrsg. von H. Meusel, classische Philologie. Supp l. 5, 1864–1872. S. 792). В «Повести временных лет» под 898 г. особо подчеркнуто, что славяне составляли единое племя и имели единый язык: «бе един язык словенеск», «словеньская речь бе», «а язык словенски един». В так называемом «Стратегиконе Маврикия», памятнике конца V в., также дается описание жизни и нравов склавенов и антов. * Венеты, или венеды, упоминаются у античных писателей, начиная с I в.  н. э., и локализуются этими авторами [Плинием, Тацитом и Птолемеем] на берегах Вислы и Балтийского моря. При этом Тацит подчеркивал, что они не были кочевниками, и на этом основании склонен был считать их германцами, между тем как Плиний относил их к сарматам; и то, и другое этническое приурочение венетов, конечно, неверно, но правильно их противопоставление кочевникам. В отличие от античных авторов, византийские писатели: Прокопий, Агафий, Менандр и Феофилакт Симокатта не упоминают этноним венеты; по мнению Е. Ч. Скржинской, это подтверждает точность свидетельства Иордана, согласно которому название ”венеты” к VI  в. уже перестало служить общим обозначением славян и либо стало употребляться наряду с названием “склавены” и “анты”, либо – вытесняться этими последними этнонимами. В § 34 “Гетики” Иордан подчеркивает многолюдность венетов и обширность занимаемой ими территории; указанные античными авторами пределы этой территории соответствуют действительности, так как следы пребывания венетов именно в этих пределах в I в.  н. э. подтверждаются археологическими данными – памятниками, так называемой пшеворской культуры. Венеты были в начале нашей эры обширной совокупностью славянских племен.
[5] Новиетун (Novietunense) с кельтского языка дословно : «Новый город».
[6] Иордан. О происхождении и деяниях гетов (GETICA) / Вступ. статья, перевод, ком. Е.Ч. Скржинской М., 1960. [§ 35].
[7] Название Мурсианское (или Мурсийское) озеро (lacus Mursianus, Morsianus, не встречается ни одного из известных нам авторов, кроме Иордана, который упоминает о Мурсианском озере лишь дважды. В § 30 оно служит указанием тех мест (в самом общем, конечно, смысле), где Германия соприкасалась со Скифией и откуда последняя простиралась к востоку. В § 35 оно служит указанием границы (также в самом общем смысле), от которой начинались поселения склавенов, достигавшие на востоке Днестра. В одном случае (в § 30) озеро названо stagnus, что вызывает представление как бы о стоячей воде, т. е. не о реке, а об обширном водоеме, озере или пруде (но не болоте). Сообщив о том, что склавены расселились «от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским» (§ 35), Иордан тут же добавляет, что они живут среди болот и лесов, причем для обозначения болот он употребляет точное слово paludes. Правда, огромный водоем Мэотиды, целое море, обычно называется Maeotis palus, т. е. болото. В данном случае происхождение слова palus связано, вероятно, с первым знакомством с Мэотидой со стороны Кавказа; восточные берега Азовского моря, как известно, сильно заболочены, вдоль них тянется широкая полоса плавней. Впрочем, как в античных, так и в средневековых географических описаниях Мэотида называлась не только «болотом», но и озером, и морем (Mela, I, 14, 112—113; De adm. imp. 42.). Ввиду возможности сопоставления в тексте самого Иордана терминов «lacus», «stagnus», с одной стороны, и «palus» – с другой, следует подчеркнуть, что границей расселения склавенов Иордан считал именно озеро, а не болото.
[8] См. Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 11, 28, 57, 58.
[9] Классен Е.И. Древнейшая история славян и славяно-руссов. 2-е изд., испр. М.: Белые Альвы: Амрита-Русь, 2005. С. 52.
[10] Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1054 года. СПб., 1847. Репр. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006, М.: Белые Альвы, 2006. С. 16
[11] Лаптев А.Ю. Старая Русса: От апостола Андрея до князя Аскольда. http://rushanin.narod.ru/ASKOLD.html
[12] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 25.
[13] Малик (ملك) переводится с арабского языка – царь.
[14] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 45.
[15] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 49.
[16] Там же. С. 55.
[17] Там же. С. 58.
[18] Там же. С. 31, 34.
[19] Аль-Идриси, иногда Эдризи, Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед (1100 – 1165) – арабский географ и путешественник. Основной труд “Развлечение истомленного в странствии по областям”, другое известное произведение “Сад приязни и развлечения души” его еще называют “Малое Идриси”. Эти труды имеют важные сведения о жизни, быте и нравах азиатских, европейских и некоторых африканских народов.
[20] Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. ПСРЛ, СПб., Том III. 1841. С.164
[21] Татищев В.Н. От скифов до славян: история Российская во всей её полноте. М., 2011. С.59, 67.

[22] См.: Татищев В.Н. От скифов до славян: история Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 57–58.

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.