РУССКАЯ ТРОЯ – СЕВЕРНЫЕ УВАЛЫ
Память великих предков
Горы Хара и Меру
В древнеарийских эпосах Ведах и Авесте, повествуется о священных горах прародины арьев: Меру в индийских преданиях, Хара – в иранских.
«Для того чтобы достичь мира богов и предков, надо преодолеть великие и бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Вокруг их золотых вершин свершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте сверкают семь звезд Большой Медведицы и расположенная неподвижно в центре мирозданья звезда Дхрува»[1].
ऋषि /ṛṣi/ риши
- m. певец священных гимнов
- автор священных гимнов
- риши, мудрец
- отшельник
- pl. семь звёзд Большой Медведицы
सप्तर्षि /saptarṣi/ саптарши
- m. pl. семь мудрецов
- астр. Большая Медведица
ध्रुव /dhruva/ дхрува
- твёрдый, прочный
- постоянный
- определённый, известный
- m. астр. Полярная звезда
- эпитет Брахмы;
- nom. pr. эпический герой, сторонник Пандавов;
[1] См.: Махабхарата М.-СПб.: Наука, 1952–2005. Т. I–XVIII; Ригведа / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989–1999. Т. I–III.
- n. воздух; воздушное пространство
ध्रुवतारा /dhruva-tārā/ дхруватара – Полярная звезда (f.)
С этих гор устремляются вниз великие земные реки, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие – на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери. Но не дано простым смертным восходить на них, лишь самые мудрые и смелые преступали этот предел и уходили навеки в блаженную страну предков, берега которой омывали воды Молочного океана (Северного Ледовитого океана). Горы, отделяющие север и белопенное море от всех остальных земель, названы в гимнах Веды хребтами Меру, а величайшая из них – Мандара[2].
Гора Мандара (совр. Камень)
मन्दर /mandara/ мандара
[2] См.: Махабхарата М.-СПб.: Наука, 1952–2005. Т. I–XVIII; Ригведа / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989–1999. Т. I–III.
- m. вид украшения из жемчуга
- назв. дерева
- назв. горы
«В Авесте это горы Хара с их главной вершиной горой Хукарья. И так же, как над горами Меру, над Высокой Харой сверкают семь звезд Большой Медведицы и Полярная звезда, поставленная в центре мирозданья. Отсюда, с золотых вершин Высокой Хары, берут начало земные реки и величайшая из них – чистая река Ардви, ниспадающая с шумом в белопенное море Ворукаша. Над горами Высокой Хары вечно кружит “быстроконное” солнце, полгода длится здесь день, а полгода – ночь»[3].
В мае 2020 года Уральские туристы из клуба экспедиций «Дикий Север» нашли на Приполярном Урале высокую гору, которая внешне очень похожа на колоссальную пирамиду! Необычную гору обнаружили, когда готовились к вертолетной заброске одной из групп и изучали снимки Приполярного Урала со спутника. Высота горы – почти 800 метров, длина граней – около километра. Грани горы расположены точно по сторонам света. Гора расположена на территории Народо-Итьинского кряжа в Ханты-Мансийском автономном округе. Координаты великой священной горы Хара–Меру: Широта – 65°24’8.58″С, Долгота – 61°41’55.22″В.
[3] Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского севера, Вологда, 2003. С. 14
Священная гора Хара–Меру. Приполярный Урал
О великих северных горах писали и древнегреческие авторы, которые считали, что эти горы, названные ими Рипейскими, протянулись с запада на восток и были северной границей Великой Скифии. Так они изображались на одной из первых карт земли – карте VI в. до н. э. Гекатея Милетского.
Карта Гекатея Милетского
О далеких Северных горах, протянувшихся с запада на восток, писал “отец истории” Геродот[4]. За Рипейскими горами помещали древнегреческие и древнеримские географы Великий Северный, или Скифский океан.
В текстах Ригведы и Авесты неоднократно отмечается, что священные горы Хара и Меру, – Рипейские горы протянулись с запада на восток, а Урал ориентирован строго с юга на север.
रिफ् /riph/ рипх (P. Pr. /riphati/ – VI; pf. /rire-pha/; aor. /arephīt/; p.p. /riphita/)
- хвалиться
[4] См.: Геродот. История в девяти книгах. Л., 1992.
- говорить
- ворчать
रुप् /rup/ руп – земля (f.)
Священная гора Хара–Меру
Уральский хребет стал называться так, как многие считают, только с середины XVIII в. Северная же часть Уральских гор издавна называлась Камнем или Земным поясом. В отличие от Южного Урала, протянувшегося с севера на юг в меридиональном направлении, приполярный Урал, где отдельные вершины поднимаются более чем на 1800 м над уровнем моря, а общая ширина горной полосы достигает 150 км (на 65° северной широты), имеет северо-восточное широтное направление. От так называемых “трех камней” отходит Тиманский кряж, который лежит на одной широте и – что крайне важно здесь отметить – объединяется с Северными Увалами, возвышенностью, протянувшейся с запада на восток. Именно здесь, на Северных Увалах,
находится главный водораздел бассейнов северных и южных морей.
Северные Увалы на карте отмечены красной линией
Северные Увалы – главный водораздел рек севера и юга, бассейнов Белого и Каспийского морей – находятся там, где на карте Птолемея (II век н. э.) помещены Гиперборейские (или Рипейские) горы, с которых на этой карте берет начало Волга, названная древним авестийским именем Ра (Рха, Ранха). По древнеиранской традиции исток этой священной реки находится на горах Высокой Хары, на “золотой вершине Хукарья”.
Бассейн реки Северная Двина
Как сообщает арабский ученый Мухаммад ибн Мухаммад Ал-Идриси (XII в.) о горах Кукайа, которые он в своей “Географии” (فرحةشخصيريد بحماس عبور العالم”) помещает на крайнем севере и которые совпадают с Рипейскими горами античных географов, а также горе Хукарья Авесты. Ал-Идриси, рассказывая о горах Кукайа, с которых берет начало река Русийа, отмечает, что в “упомянутую реку Русийа впадает шесть больших рек, истоки которых находятся в горах Кукайа, а это большие горы, простирающиеся от моря Мраков до края обитаемой земли… это очень большие горы, никто не в состоянии подняться на них из-за сильного холода и постоянного обилия снега на их вершинах[5]”. И если священные горы
[5] “Русская река” Идриси, более всего напоминает верховья Волги. Ал-Идриси не первый среди арабских географов, кто упоминает Русскую реку. Еще ал-Истахри (первая половина X в.) писал, что верховья Атила лежат в земле русов. Поскольку ал-Истахри, как и другие арабо-персидские авторы, за основное русло верхнего Атила принимал р. Каму, истоки которой, согласно его воззрениям, находились далеко на востоке, остается предположить, что верховья Атила, расположенные в земле русов, – это реальная верхняя Волга. Представления о текущей по русским землям верхней Волге в переработанном виде отразились и в сочинении Ибн Хаукаля (вторая половина X в.), который называл рекой русов (нахр ар-рус) весь Атил. В анонимной персоязычной географии конца X в. “Худуд ал-‘алам” наряду с Атилом, исток которого по традиции помещен на востоке, есть и Русская река, начинающаяся в стране славян и текущая от нее на восток до пределов русов и в конце концов впадающая в Атил. Таким образом, в арабо-персидской географической литературе IX-Х вв. было распространено представление об Атиле или его притоках, протекающих по землям русов, в связи с чем арабо-персидские авторы называли Атил рекой русов”.
Хара и Меру и Северные Увалы (в комплексе с приполярным Уралом) одно и то же, то найти шесть рек, о которых писал Ал-Идриси, несложно.
Фрагмент карты Идриси (реконструкция Конрада Миллера 1929 г.)
В Волгу (Русийу) действительно впадают берущие начало на Увалах крупные реки: Кама, Вятка, Унжа, Кострома, Шексна. И если считать (как считали древние) истоком Волги Каму, то начинается собственно Волга-Ра (Рха) Птолемея и Авесты действительно с Северных Увалов. С них же берет начало и величайшая из рек Русского Севера – могучая и полноводная Северная Двина, впадающая в Белое море и имеющая около тысячи притоков[6].
Гора Манарага
Самая высока гора Северных Увалов – Манарага. Ее высота составляет. 1662 м.
मान /māna/ мана – мера (n.) + राग /rāga/ рага – любовь, склонность к кому-л., чему-л. (Loc.) (m.)
मान I /māna/ мана
- m., n. мнение, взгляд
- самомнение
- почёт, уважение
[6] Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского севера, Вологда, 2003. С. 14
- гордость
- гнев
- каприз
मान II /māna/ мана
- m. строение; жилище
- n. мера
- вес
- величина, размер
- сходство
- доказательство
मना /manā/ мана
- f. ярость, гнев
- страсть
- зависть
राग /rāga/ рага
- m. крашение
- краска
- краснота
- страсть
- любовь, склонность к кому-л., чему-л. (Loc.)
Самой высокой вершиной Уральских гор является гора Нарада (Народа). Высота горы 1895 м.
नारद /nārada/ нарада – в ведийской мифологии мудрец-риши, известный своими аскетическими подвигами. В Махабхарате повествуют о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на севере, в горах (совр. Урал) и передававшем людям веления богов, а богам – просьбы людей.
Гора Нарада (Народа)
«Какая же река воспевается в Авесте под именем Ардви-Сура Анахита? Некоторые видят в ней Амударью, но эта река всегда мутна, а об Ардви-Суре говорится, что она прозрачна, чиста (“анахита”) и целебна. Значит, Амударья не подходит. Другие считают, что это Волга. Для этого есть много оснований – широта, изобилие вод, обширнейшая дельта, а также факт нахождения истоков на высоких горах. Хотя все это относится и к Северной Двине, никто не обратил внимания на два фактора, “играющие” в пользу именно этой реки.
Во-первых, ее верхняя часть образуется из двух рек – Юга и Сухоны, откуда происходит и ее название “Двина”, что означает “двойная” द्वि /dvi/ дви – двуликий, состоящий из двух. Так же переводится и название “Ардви”.
Так почему же оно должно относиться к Волге? У Волги много притоков, но слияние двух потоков в один на коротком расстоянии не создают Волги. Так что название “Ардви-Сура”, “двойная сливающаяся (стекающая, текущая)”, скорее всего совпадает с Северной Двиной.
Во-вторых же, в яште 5 в Авесте говорится о некоем странном явлении: наряду с описаниями морозов, снега или града, вспаивающих воды Ардви-Суры, упоминается “одна протока Ардви, течет на семь каршваров, стекая равномерно и летом и зимой”. У Волги нет протоки, которая не замерзала бы зимой, а вот у Северной Двины она есть – это река Емца, один из крупных притоков Двины, не замерзающий зимой, так как с его дна круглый год бьют источники, называемые здесь кипунами.
Если принимать во внимание изложенные доводы, то совпадение Ардви-Суры с Северной Двиной явится еще одним подтверждением арктической теории, определяющей Приполярье как древнейшую исходную территорию изначального формирования племен индоевропейцев и в их числе предков арьев и славян»[7].
[7] Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского севера, Вологда, 2003. С. 18
Река Северная Двина
«Здесь издавна добывали золото вплоть до XIX – нач. XX вв. по реке Вишере, в верховьях Печоры. В Вологодской губернии золото отмечено в верховьях р. Шугоры и р. Илыча. В 1910 г. в верховьях Илыча были открыты залежи свинцовой руды. Берега и русла рек Меры, Волги (у Костромы), Унжи и их притоков изобилуют пиритом настолько, что его хватает для промышленных разработок, и крестьяне в конце XIX в. собирали вымываемые реками куски породы и отвозили их на местные заводы. Стекающая также с Северных Увалов на юг река Вурлам и ее притоки проносят свои воды в поймах, содержащих золотой песок. В районе приполярного Урала, Тиманского кряжа и Северных Увалов огромное количество полезных ископаемых, многие из которых были хорошо известны и использовались еще в глубокой древности. Реки, “текущие в золотых руслах”, и горы, “богатые драгоценными камнями”, – не миф, а реальность»[8].
Пирит
В Махабхарате имеется описание верховья реки Пинеги. Исток этой великой реки сих пор называется Кайласа. Это область обитания бога богатства Куберы. Название Пинега на скифоарийском (санскрите) языке значит:
पीन /pīna/ пина + गा /gā/ га
पीन /pīna/ пина
- приобретенный
- умноженный
- насыщенный
[8] Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского севера, Вологда, 2003. С. 18
गा /gā/ га (A. pr. /gate/ – I; fut. /gāsyate/; pf. /jage/; aor. /agāsta/)
- идти
- приходить
- уходить
- подвергаться; испытывать что-л.
- достигать чего-л. (Acc., Loc.)
गा /gā/ га (P. pr. /jigāti/ — III)
- петь
- воспевать
- восхвалять
पिङ्ग /pin_ga/ пинга – красно-бурая
पी /pī/ пи – пить + निगा /nigā/ нига – сопровождать пением, петь
पी /pī/ пи (A. pr. /pīyate/ – IV; fut. /peṣyate/; pf. /pipye/; aor. /apeṣṭa/) – пить
निगा /nigā/ нига
- сопровождать пением
- петь
पिञ्जर /piñjara/ пинджара
- красновато-жёлтый
- золотистый
Самое удивительное в том, что в этом древнеарийском эпосе описаны берега реки Сухоны, красотой и неповторимостью которых восхитился автор этого древнейшего монументального произведения. Подобные геологические выходы пород встречаются только на берегах реки Сухоны и Пинеги.
Берег реки Сухоны
Памятник природы Цветные Кремни расположен на правом берегу Сухоны между устьями ручьёв Марковка и Семжа, где рекой прорезаны пёстро окрашенные слоистые породы северодвинского горизонта пермской системы отложений. Это геологическое обнажение с переслаивающимися
мергелями и глинами возвышается над рекой в виде почти вертикальной стены высотой до 50–60 метров. У подножия обнажения встречаются обломки цветных кремней с вкраплениями кристаллов кварца, аметиста, кальцита и др.
Мыс Бык – памятник природы регионального значения. Находится в месте впадения реки Верхней Ёрги в Сухону
Берега Сухоны поражают воображение своей первозданной красотой любого зрителя, кто видит это чудесное творение природы. Темно-серые полосы чередуются с красно-бурыми, а светлые, переходя к насыщенно-бежевому цвету
обращаются в насыщенно-багряный цвет. Четвертичные отложения пермского периода состоят из древних мергелей, алевролитов, доломитов, глин, известняков, песчаников и кальцитов.
Мяколица
Памятник природы Мяколица представляет собой обрывистый берег реки Сухоны высотой до 70 м, обнажающий породы периода верхней перми. Он находится на левом берегу Сухоны на протяжении 2,5 км ниже устья реки Мяколицы. Среди пермских мергелей выделяются две линзы песков, содержащие окаменевшие остатки древних ящеров – парейазавров и иностранцевий, живших около
250 миллионов лет назад. Парейазавр – крупное травоядное животное величиной с быка, его туловище было покрыто на спине и боках панцирем из костных щитков. Иностранцевия – хищник до четырёх метров длиной с кинжалообразными клыками, имевший сжатое с боков тело и сильный хвост.
Обнаружение остатков динозавров в Великоустюгском уезде в конце XIX века стало настоящей сенсацией. В 1895 году палеонтолог В. П. Амалицкий развернул на Сухоне
и Малой Северной Двине поиски и раскопки ископаемых останков. Некоторые из обнаруженных животных в то время не были известны, и Амалицкий на правах первоот-
крывателя дал им названия: котлассия (в честь города Котлас), двиния и двинозавр (в честь реки Малая Северная Двина) и иностранцевия (в честь учителя В. П. Амалицкого – геолога А. А. Иностранцева). Большая часть добытого в этих экспедициях материала образовала Северодвинскую галерею Палеонтологического музея РАН – одну из богатейших коллекций мира по древним фаунам позвоночных.
На берегах рек Сухоны, Юга, Пинеги и Северной Двины геологами обнаружены выходы драгоценных камней и других полезных ископаемых: алмаза, аметиста, беломорит, гранат, пироп, а также селенит кварц, голубой кварц, горный хрусталь, кианит, малахит, пирит, ставролит, турмалин, халцедон, сердолик, целестин, циркон, цоизит, шпинель, янтарь.
Мяколица
Нерудные полезные ископаемые:
апатит, нефелин, асбест, базальт, туф, боксит, газ, горючий сланец, углистый мергель, углистый сланец, каолин, краски минеральные, охра, глауконит, нефть, битум, огнеупорная глина, селитра, сера, слюда, биотит, мусковит, соль, тальк, уголь, фосфорит, шифер, шунгит.
Рудные полезные ископаемые:
Барий, вольфрам, железо, бурый железняк, магнитный железняк, золото, золото рассыпное, жильное золото, кобальт, марганец, медь, мышьяк, никель, олово платина, палладий, родий, свинец, серебро, стронций, титан, уран, торий, хром, цинк, цирконий.
Таким образом, таинственные священные горы арийских сказаний, скифских преданий и рассказов античных писателей обрели вполне реальные очертания, так как практически все, что говорилось о Харе, Меру и Рипейских горах, можно соотнести с Северными Увалами и Приполярным Уралом сказочно богатыми всевозможными полезными ископаемыми.
«Народ не помнит, чтоб когда-нибудь изобрел он свою мифологию, свой язык, свои законы, обычаи и обряды. Все эти национальные основы уже глубоко вошли в его нравственное бытие, как сама жизнь, пережитая им в течение многих доисторических веков, как прошедшее, на котором твердо покоится настоящий порядок вещей, и все будущее развитие жизни. Поэтому все нравственные идеи для народа эпохи первобытной составляют его священное предание, великую родную старину, святой завет предков потомкам»[9].
Н.В. Солнцев
[9] Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М.: Наука. – 1988, С. 41.