РУССКАЯ ТРОЯ – ВЕЛИКАЯ МОСКОВСКАЯ ТАРТАРИЯ
В 1817 г. Христофор (Христиан) Крузе издал «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до новейших времен. К облегчению уразумения древних и новых сочинений, относящихся к истории нашей части света; и для употребления при образовании обучающегося юношества», в котором ввел в научный оборот новый термин «монголо-татарское иго» для обозначения 200-летнего периода в истории Средневековой Руси. Хотя этот труд был переведен на русский язык только в 1845 г., но уже в 20-е годы XIX в. отечественные историки начали использовать термин «монголо-татарское иго» в своих работах по русской историографии.
Заметим, что ни в одной русской летописи понятие «иго», означающее власть Золотой Орды над Русью, не встречается! В русских источниках словосочетание «татарское иго» впервые появляется в 1660-х гг. XVII в. в интерполяции одного из экземпляров «Сказания о Мамаевом побоище». Однако в «Сказании о Мамаевом побоище» общий смысл повествования понимается исключительно в смысле противостояния врагам как носителям «ига», т.е. зла, а зло есть источник войны, несправедливости и различных бедствий, которому нужно противостоять, не жалея жизни своей до полной победы над врагом.
В европейской исторической литературе понятие «иго» появляется в конце XV – начале XVI вв. Первыми его употребили польские ученые – хронист Ян Длугош («iugum barbarum», «iugum servitutis») в 1479 г. и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517 г. В 1575 г. термин «jugo Tartarico» был употреблен в записи Даниела Принца о своей дипломатической миссии в Москве. Термин «тартарское иго» упоминается также в записках о Московской войне 1578–1582 гг., составленных статс-секретарем Стефана Батория Рейнгольдом Гейденштейном. Широко использовался данный термин и другими западноевропейскими историками XVII–XVIII вв. В частности, с ним были знакомы англичанин Джон Мильтон и француз Де Ту. Примечательно, что польские ученые писали не о «иге татар», а об иге варваров (barbarum) и иге прислуги (servitutis), а также «иге Тартаров (Tartarico)! Польские хронисты писали не о татарах и монголах, которых не было в помине в те времена, а о внутренней войне, которая была на территории Руси с XIII–XV вв.
Термин «татарское иго» или «монголо-татарское иго» является некорректным и искажающим реальный смысл событий того времени!
Латинские термины Яна Длугоша «иго варваров» и «иго прислуги» Матфея Меховского не совпадают с нашим современным представлением об этом историческом периоде. Разобраться в этом вопросе помогают западноевропейские исторические и географические источники, которые показывают: никакого ига не было на Руси, была длительная междоусобная война близкородственных народов. Так называемые «варвары» и «прислуга» воспользовались распрями между «господами» (русскими князьями) и, объединившись, нанесли большое поражение русским княжествам.
Л.Н. Гумилёв (1912–1992) так характеризует особое положение Древней Руси в период XIII–XV вв.: «Во-первых, каждое княжество сохраняло границы и территориальную целостность. Во-вторых, административное управление повсеместно находилось в руках русских. В-третьих, во всех княжествах имелось собственное войско. В-четвертых, но это, может быть, самое важное, Орда не ставила целью разрушать храмы и демонстрировала традиционную для подобных государств веротерпимость. Православная Церковь всемерно поддерживалась, священнослужители были полностью освобождены от уплаты налогов. Более того, по одному из ханских ярлыков за хулу на Православие виновник подвергался смертной казни и не мог быть помилован» [1].
Известно, что любые захватчики в первую очередь уничтожают неприятельское войско. Великий хан не только не разоружил русские дружины, наоборот, сохранил их полную численность, а часть русского войска определил на службу для постоянного участия в походах против общих врагов Руси и Орды.
К сказанному Л.Н. Гумилёвым можно добавить еще два основополагающих фактора, свидетельствующих об отсутствии «ига». Первый – важный признак национальной независимости Русской Земли отсутствие на территории русских княжеств постоянного монгольского войска. Второй, возможно, самый главный, не отмеченный историками и исследователями, – это языческий культ, который был общепринятым у большинства народностей, вошедших в состав Орды.
В летописях описан обряд поклонения солнцу, огню и прохождение через костер для всех, кто был принимаем великим ханом. Достаточно часто русские князья для получения права на княжение посещали Золотую Орду, однако известны только единичные случаи смертной казни князей за отказ поклониться главным святыням ордынцев. Князей наказывали по большей части за неподчинение ханской власти. В Орде всегда снисходительно относились к отказу русских князей поклониться культовым изображениям и огню, горевшему перед ханским шатром.
В Орде, на всем азиатском направлении народы поклонялись солнцу и огню, и в дохристианской Руси также почитался единый верховный бог – Род, зооморфным изображением которого был лев или тур, и яр-солнце, земным проявлением которого был огонь, орнитоморфный лик которого был сокол. Почти все тюркские народы, живущие на земле Приуралья, Сибири и Средней Азии почитали в языческие времена таких же богов, как и русский народ. Таким образом, русских и все народы Сибири и Средней Азии, в дохристианские времена объединяла единая религия, что свидетельствовало о близком родстве всех народностей, входивших в состав Орды. Европейская часть Руси того времени была в основном уже крещенной, православной, но не малая часть населения Руси еще долго сохраняла свою древнюю веру. Этот исторический факт, к сожалению, полностью закамуфлирован, так как не вписывается в парадигму европейского взгляда на Средневековую Русь.
[1] Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2005. С. 201.
Двоеверие на Руси сохранялось до XVIII вв. Главными хранителями веры были так называемые староверы. Слова старообрядец и старовер у нас сегодня воспринимаются как синонимы, но это неверно.
Старообрядцы – это христиане, русские традиционисты, попытавшиеся сохранить в церковных службах и обрядах установившиеся древние правила, присущие Русской Православной Церкви. Справедливой аргументацией старообрядцев в защиту древних обрядов является историческое знание того, что все внутрицерковные правила и традиции в Русской Церкви установлены святым апостолом Андреем Первозванным. Что это значит? Это значит, что Русская Православная Церковь – Церковь Апостольская! Церковь основанная, созданная и устроенная самим великим апостолом Андреем Первозванным! Исходя из этого исторического факта Русская Церковь совершенно самостоятельная, самоуправляемая и независимая. Это главная причина протеста и борьбы старообрядцев со всеми, кто пытался в Русской Церкви, «под видом благочиния и единообразия» с Православными Церквами Востока ввести неприсущие нашей вере обряды. Стойкое стояние за русскую древнюю христианскую веру имело еще одну крайне важную причину. Старообрядцы ссылались на Русский Стоглавый собор.
Стоглавый собор – поместный собор Русской Церкви и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Васильевича Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы[1]. На этом соборе были утверждены все древние церковные обряды, которые потом во времена Романовых будут называть «старообрядческими»!!!
Следующая причина борьбы против греков и их обрядов была в полном осознании беды предательства властями, которое готовилось для разрушения церковного устройства и независимости Русской Церкви! Предвидение старообрядцами и всеми патриотически настроенными людьми того времени надвигающейся беды, исполнилось достаточно быстро. В ноябре 1666 года на заседании Большого Московского[2] собора русский патриарх Никон был лишен священного сана. Патриархи греки Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский в присутствии 6 греческих митрополитов и 14 русских архиереев подписали свиток (орос) о лишении его сана. Собор проходил и идейно вдохновлялся царем Алексеем Михайловичем «Тишайшим». Это уникальный и единственной случай в общецерковной истории, когда для низложения законного избранного национального патриарха, светская власть созвала церковный собор, пригласив для этого греческих патриархов!!!
Сын Алексея Михайловича Петр I, придя к власти, вообще упразднил в Русской Церкви патриаршество, тем самым на долгие 200 лет нарушив канонический строй и законы Православия! Вместо русского патриарха он поставил свое «око» в виде министра! В течение двух столетий нашу национальную Церковь возглавляли «ряженые человеки» с сомнительной репутацией, многие из которых принадлежали к тайным организациям или
[2] См.: Бочкарев В.А. Стоглав и история Собора 1551 года: историко-канонический очерк. — Юхнов, 1906.
[3] Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Православная энциклопедия Т. 5, С. 679-684
были просто лютыми безбожниками! К чему пришла народная вера под таким «чутким руководством» Церковью мы знаем по кровавой истории нашей страны. Русская Церковь с «легкой руки» Императора стала по типу своего устройства протестантской – англиканской. По повелению Петра I Русская Церковь была переименована в «Греко-Российскую». Свое исконное и законное имя Русская Православная Церковь обрела только поле великой революционной смуты!
Староверы – это наследники древней языческой традиции. Учитывая тот факт, что многие понятия в древней вере русских очень близки к идеям и миросозерцанию христианского православия, язычество всегда, вплоть XVIII века, сосуществовало в жизни народной.
Всероссийский Церковный Собор 1666 г. отлучил от Церкви старообрядцев и запретил религиозное равноправие староверов. В хрониках и сводах того времени отмечено, что всех, не подчинившихся новым церковным и царским указам, власть стала преследовать, подвергать казням, ссылать в дальние монастыри[4]. Многие из староверов сжигали себя вместе с родственниками. Вопрос: могли ли сжигать себя православные христиане, совершая над собой непростительный грех самоубийства? – Нет, это невозможно! Вывод здесь только один. Совершить самосожжение, причем в массовом порядке, могли только староверы, исповедующие древнюю старую веру, т.е. язычество. Последнее восстание язычников на территории России, т.н. «Терюшевское восстание» 1743–1745 гг. произошло в Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии. Причиной религиозного бунта стало принудительное крещение язычников в Православную веру. Восстание было подавлено силой оружия. Зачинщики бунта были помилованы императрицей Елизаветой Петровной. Смертная казнь была заменена на каторгу. К середине 1745 г. были подавлены последние вспышки этого восстания [5]. Как видно из вышеприведенного примера, двоеверие очень долго сохраняло свое влияние среди простого народа.
Религиозная веротерпимость продолжалась в Орде до прихода к власти хана Узбека, исламский титул – Султан Гийасад-Дин Мухаммед (ок. 1283–1341), который правил с 1313 по 1341 гг. С 1318 г. он начал системную исламизацию Орды, и отношение к другим религиям постепенно приняло форму преследований и гонений.
Происхождение слова Тартария
С античных времен название северо-восточных территорий «у краев Земли» древние греки называли «тартар». Это сведение передает в своем
[4] На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения против дореформенных обрядов, в том числе и решение собора 1656 года, были отменены: «Утвердить постановление <…> об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».
[5] Титов А.А. Терюшевский бунт // Русское обозрение. 1893. № 8–10.
труде Геродот (V в. до н.э.). На греческом языке ταρτάρ (др.-греч. Τάρταρος) [6] – это область мрака и холода. Древние греки дали такое название этой части земли, которая в их понимании была краем ойкумены, покрытой снегами, населенная многочисленными воинственными народами, жизнь которых была овеяна тайнами и легендами.
В крупнейшей энциклопедии «Британика» очень подробно описана география и народонаселение «Великой Тартарии»: «Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Тартария. Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря называются Калмыкскими тартарами, а которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем – узбекскими тартарами» [7]. В этой энциклопедии определенно записано и отмечено, что живут на вышеуказанных землях «народ тартары», а не татары.
В латинском издании «Записок о Московии» Герберштейна (Basileae, 1549) на карте Тартария обозначена в Средней Азии.
Карта Герберштейна из «Записок о Московии». 1549 г.
[6] Тартар в древнегреческой мифологии «бездна в недрах земли», куда Зевс заключил низвергнутых им титанов; царство мёртвых. Такжк см.: Тартар // Советская энциклопедия. М., 1980. С. 1318.
[7] Британская энциклопедия. Эдинбург, 1771. Т. III. С. 887.
В 1562 г. англичанин Антонио Дженкинс составил карту под названием «Описание России, Московии и Тартарии»
Антонио Дженкинс. Карта под названием «Описание России, Московии и Тартарии». 1562 г.
В 1593 г. Энтони Дженкинсон издал карту под названием «Maxsimi Amplissimi Qve DUcatus chorographica descriptio». В 1614 г. была выпущена карта под названием «Tabula Russiae ex autographo, quod delineandum curavit Foedor filius Tzaris Borois desumta …. MDCXIIII».
Энтони Дженкинсон. «Maximi Amplissimi Qve DUcatus chorographica descriptio». 1593 г.
Карта «le Grand Continent par P Du-Val Geographe ordinaire du Roy». 1674 г.
В 1674 г. была издана карта «le Grand Continent par P Du-Val Geographe ordinaire du Roy». Русь на этой карте обозначена как Московия.
Важно отметить, что Баренцево море и море Лаптевых на карте обозначено как «море Москвы» (Меrde Moscovie).
Дионисий Петавиус (1583–1652) [8] в своем труде «Всемирная история» («The History of the World») так описал историю происхождения Тартарии: «Тартария с древних времен известная, как Скифия, по имени их первого правителя Скифа, которого сначала называли Магогус (от Магог, сын Яфета), потомки которого и заселили эту страну».
На голландской карте Азии «Asiae nova description» 1595 г. Ледовитый океан подписан как «Mare Scithicum» – Скифское море.
Русский картограф Семён Ульянович Ремезов [9] в «Чертежной книге Сибири» (1699–1701) [10] опубликовал подробные карты Западной и Восточной Сибири, где Западная Сибирь обозначена как «Великая Тартария».
[8] Дионисий Петавиус (1583–1652) – французский кардинал, иезуит, католический богослов и историк, родоначальник современной хронологии.
[9] Ремезов Семён Ульянович (ок. 1642 – после 1720) – русский энциклопедист Сибири, картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель. Составил три уникальных атласа: «Хорографическая книга Сибири», «Чертёжная книга Сибири» и «Служебная книга Сибири».
[10] Рукописная «Чертёжная книга Сибири» (1699–1701) – первый русский географический атлас, обобщивший результаты географических открытий XVII в. В 1695 г. С.У. Ремезов снял копии с присланных в Москву из Сибири карт и создал ряд оригинальных чертежей. В 1696–1697 гг. в Тобольске, Иркутске и других городах были составлены чертежи разных частей Сибири. Чертежи Западной Сибири и атлас сибирских рек составил сам Ремезов. В 1699–1701 гг. с тремя сыновьями он создал «Чертёжную книгу Сибири», состоявшую из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. Карты книги были сделаны без градусной сети и ориентированы не на север, а на юг. Первое издание атласа с предисловием Ремезова было издано Археографической комиссией в 1882 г. в Санкт-Петербурге.
Одна из первых русских карт С.У. Ремезова. XVII в.
Карту следует смотреть справа налево. Справа изображена Великая Московия, левее, почти в центре карты, видна достаточно крупная подпись «Великая Тартария» На «Подробной карте Тобольской, Тюменской и Пелымской земли» в левом верхнем углу у города Тобольска поставлена подпись: «Царствующий град Тобольск».
Подробная карта Тобольской, Тюменской и Пелымской земли. С.У. Ремезов. XVII в.
На карте 1704 г. «Generalis–totius–imperii–Moscovitici» вся территория Руси (Московии) и всей Сибири и Средней Азии впервые обозначена европейскими картографами как «Империя Московитов» (Imperium Moscoviticum), а Баренцево море названо «Море Московитов» (Маre Moscoviticum).
Карта «Imperii Moscovitici». 1706 г.
Карта 1706 г., самая подробная, называется – «Imperii Moscovitici» – Империя Московитов.
«Старый вопрос»
Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы неуместной.
Пред строем опасных врагов
Сомкнёмся спокойно и тесно.
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?
Иль мы – тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
Иль мы – тот народ-часовой,
Сдержавший напоры монголов,
Стоявший один под грозой
В века испытаний тяжелых?
Иль мы – тот народ, кто обрел
Двух сфинксов на отмели невской,
Кто миру титанов привел,
Как Пушкин, Толстой, Достоевский?
Да, так, мы – славяне! Иным
Доныне ль наш род ненавистен?
Легендой ли кажутся им
Слова исторических истин?
И что же! священный союз
Ты видишь, надменный германец?
Не с нами ль свободный француз,
Не с нами ль свободный британец?
Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы величавой,
Мы явим пред ликом веков,
В чем наше народное право.
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
Валерий Брюсов
1914 год
Н.В. Солнцев