search
top

Великая Тартария

В 1817 году Христофор (Христиан) Крузе издал «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до новейших времен. К облегчению уразумения древних и новых сочинений, относящихся к истории нашей части света; и для употребления при образовании обучающегося юношества», в котором ввёл в научный оборот новый термин «монголо-татарское иго»  для обозначения 200-летнего периода в истории Cредневековой Руси. Хотя этот труд был переведён на русский язык в 1845 г., но уже в 20-е годы XIX в. отечественные историки начали использовать термин «монголо-татарское иго» в своих работах по Русской историографии.

Заметим, что ни в одной русской летописи понятие «иго», означающее власть Золотой Орды над Русью, не встречается! В русских источниках словосочетание «татарское иго» впервые появляется в 1660-х гг.XVII в. в интерполяции одного из экземпляров «Сказания о Мамаевом побоище». Однако в «Сказании о Мамаевом побоище» общий смысл повествования понимается исключительно в смысле противостояния врагам как носителям «ига», т.е. зла, а зло есть источник войны, несправедливости и различных бедствий, которому нужно противостоять, не жалея жизни своей до полной победы над врагом.

В европейской исторической литературе понятие «иго» появляется в конце XV – начале XVI вв. Первыми его употребили польские учёные – хронист Ян Длугош («iugum barbarum», «iugum servitutis») в 1479 г. и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517 г. В 1575 г. термин «jugo Tartarico» был употреблён в записи Даниела Принца о своей дипломатической миссии в Москву. Термин «татарское иго» упоминается также в записках о Московской войне 1578–1582 гг., составленных статс-секретарем Стефана Батория Рейнгольдом Гейденштейном. Широко использовался данный термин и другими западноевропейскими историками XVII–XVIII вв. В частности, с ним были знакомы англичанин Джон Мильтон и француз Де Ту.

Термин «татарское иго» является некорректным, искажающим реальный смысл, так как племя татар, которое первоначально входило в Монгольское ханство, исчезло. Название старинного племени совпадает с названием современного народа, что порождает путаницу.

Латинские термины Яна Длугоша «иго варваров» и «иго слуг» Матфея Меховского несовпадают с нашим современным представлением о «татаро-монгольском иге». Разобраться в этом вопросе помогают западноевропейские исторические и географические источники, которые показывают: НИКАКОГО ИГА НЕ БЫЛО, А БЫЛА МНОГОЛЕТНЯЯ БОЛЬШАЯ МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ НАРОДОВ. Так называемые «варвары» и «слуги» воспользовались распрями между «господами» (русскими князьями) и, объединившись, нанесли большое поражение своим русским соседям.

Л.Н. Гумилёв так характеризует особое положение Древней Руси в период XIII–XV вв.: «Во-первых, каждое княжество сохраняло границы и территориальную целостность. Во-вторых, административное управление повсеместно находилось в руках русских. В-третьих, во всех княжествах имелось собственное войско. В-четвёртых, но это, может быть, самое важное, Орда не ставила целью разрушать храмы и демонстрировала традиционную для подобных государств веротерпимость. Факт остается фактом: Православная Церковь всемерно поддерживалась, священнослужители были полностью освобождены от уплаты налогов. Более того, по одному из ханских ярлыков за хулу на Православие виновник подвергался смертной казни и не мог быть помилован» [1].

Известно, чтолюбые захватчики в первую очередь уничтожают неприятельское войско. Великий хан не только не разоружил русские дружины, наоборот, сохранил их полную численность, а часть русского войска определил на службу для постоянного участия в походах против общих врагов Руси и Орды!

К сказанному Л.Н. Гумилёвым можно добавить ещё два основополагающих фактора, свидетельствующих об отсутствии «ига». Первый – важный признак национальной независимости Русской Земли – отсутствие на территории русских княжеств постоянного монгольского войска. Второй, возможно, самый главный, не отмеченный историками и исследователями, – это религиозный культ, который был общепринятым у большинства народностей, вошедших в состав Орды.

В летописях описан обряд поклонения солнцу, огню и прохождение через костёр для всех,кто был принимаем великим ханом. Достаточно часто русские князья для получения права на княжение посещали Золотую Орду, однако известны только единичные случаи смертной казни князей за отказ поклониться главным святыням ордынцев. Князей наказывали по большей части за неподчинение ханской власти. В Орде всегда снисходительно относились к отказу русских князей поклониться культовым изображениям и огню, горевшему перед ханским шатром.

В Орде, на всём азиатском направлениинароды поклонялись солнцу и огню, и в дохристианской Руси также почитался Единый верховный Бог – РОД, зооморфным изображением которого был ЛЕВ или ТУР,и ЯР-СОЛНЦЕ, земным воплощением которого был огонь. ЯР-ЯРИЛО традиционно имел орнитоморфный лик СОКОЛА. У тюркских и всех близкородственных народов почитался Единый верховный Бог – РОД, зооморфным ликом которого был Тур (отсюда Великий Туран), а воплощением солнца и света был ТЕНГРИ-СОКОЛ. Таким образом, русских и славян и все народы Средней Азии, Алтая и Сибири в дохристианские времена объединяла единая религия традиционный арийский ведизм, что свидетельствовало о близком родстве всех народностей, входивших в состав Орды. Европейская часть Руси того времени была в основном уже крещённой, православной, но не малая часть населения Руси еще долго сохраняла свою ведическую веру, т. н. родноверие или староверие. Этот исторический факт, к сожалению, полностью выпал из историографии Древней и Средневековой Руси.

Двоеверие на Руси сохранялось до конца XVII – начала XVIII вв. Главными хранителями ведизма были так называемые староверы. Слова старообрядец и старовер у нас сегодня воспринимаются как синонимы, но это ошибочно! Всероссийский Церковный Собор 1666 г. отлучил от Церкви старообрядцев и староверов. В хрониках и сводах того времени отмечено, что всех, не подчинившихся новым церковным и царским указам, власть стала преследовать, подвергать казням, ссылать в дальние монастыри. Многие из староверов стали сжигать себя вместе с близкими и родственниками. Вопрос: могли ли сжигать себя православные христиане, совершая над собой непростительный грех самоубийства? – Нет, это невозможно! Вывод здесь только один. Совершить самосожжение, причём в массовом порядке, могли только староверы, исповедующие древний ведизм.

А.Д. Нечволодов (1864–1938) в «Сказании о Русской земле» приводит описание подготовки к смерти молодой девушки, пожелавшей умереть вместе со своим почившим господином, засвидетельствованное арабским писателем, путешественником и миссионером Ахмадом ибн ал-Аббас Ибн Фадланом, побывавшем на Руси в 921–922 гг. Девушку трижды поднимали, взяв под ноги, к самому верху конька дома, в котором она жила. В тот момент, когда она находилась под коньком крыши дома, все окружающие люди спрашивали у нее: первое – видит ли она всех своих почивших сродников, второе – видит ли почившего господина, и в третий раз спрашивали, видит ли она весь горний небесный мир. Далее, Ибн Фадлан описал ритуал умерщвления девушки«ангелом смерти» – мрачной старухой – жрицей древнерусской богини Мары, которая всегда выполняла этот ритуал для тех, кто желал прежде времени перейти в иной мир. После умерщвления тело девушки было положено рядом с господином в ладью, и слуги подожгли дрова под ладьей. Кострище вокруг погребения быстро разгорелось, сильнейший огненный порыв быстро испепелил ладью. Один из присутствующих здесь русов обратился к арабскому путешественнику, объясняя ему, почему они сжигают своих единоплеменников: при погребении в землю тело ожидает смрад и гниение, а кто сжигает тела своих соплеменников, отчищая их огнём, сразу возводит их в небесный горний мир [2]. Свидетельство арабского путешественника относится к 20-м гг. X в., за несколько десятков лет до официальной даты Крещения Руси [3].

Это самое яркое из сохранившихся свидетельств древних арабских источников, описавших огнепоклоннический культ у древних русов и ритуал сожжения тел почивших сродников для перехода их душ в небесный Рай – Ирий.

Древний ведизм исповедует поклонение солнцу и огню как первопричинам создания мира. Бог в понимании этой древнейшей религии является СВЕТОМ МИРА, а его внешним символом является солнце. Поэтому можно сделать вывод: соседние с Русью народы, так называемые «варвары» («barbarae»), и «слуги»(«servi») – народы Средней Азии, Алтая и Сибири, – сохранили в своей среде ведизм, который явился предвестником и подготовкой к пришествию БОГА – СОЛНЦА ПРАВДЫ ИИСУСА ХРИСТА.

Неудивительно, что славянские и близкородственные народы так быстро и легко принимали православное христианство, оно явилось выражением веры и чаяний ведической религии о пришествии в мир Единого Бога-Спасителя. Однако большинство из них, принимая веру в обетованного Спасителя, сохраняло прежние ведические (или как обычно пишут языческие) обычаи. Уникальный феномен двоеверия на Руси и у всех славян объясняет «странное» религиозное терпение соседних близкородственных народов, входящих в состав Золотой Орды. Для них равно свято было древнее предание об обетовании явления в мир ЯРА-СОЛНЦА для спасения людей от власти тьмы и смерти (общеиндоевропейский образ: светоносный юноша-всадник, поражающий темного дракона), так и Сам явившийся истинный БОГ, СПАСИТЕЛЬ ИИСУС ХРИСТОС.

Такое религиозное положение продолжалось в Орде до прихода к власти хана Узбека, исламский титул – Султан Гийасад-Дин Мухаммед (ок. 1283–1341), который правил с 1313 по 1341 гг. С 1314 г. он начал системную исламизацию Орды, и отношение к другим религиям постепенно приняло форму преследований и гонений.

С античных времен известно название северо-восточных территорий «у краев Земли» как Тартария, обычно приписываемое Геродоту (V в. до н.э.). На греческом языке ταρτάρ [4] – это область мрака и холода. Древние греки дали такое название этой части земли, которая в их понимании была краем ойкумены, покрытой снегами, населенная многочисленными воинственными народами, жизнь которых была овеяна тайнами и легендами.

Христофор Крузе преднамеренно исказил общеизвестное историческое и географическое понятие Великой Тартарии. Правильно и справедливо было бы использовать термин ТАРТАРСКОЕ ИГО, что в своё время предложил Даниел Принц («jugoTartarico»).

В крупнейшей мировой энциклопедии «Британика» очень подробно описана география и народонаселение «Великой Тартарии»: «Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Тартария. Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем – Узбекскими Тартарами, и Монголами – которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими – живущие на северо-запад от Китая» [5].

В латинском издании «Записок о Московии» Герберштейна (Basileae, 1549) на карте Тартария обозначена от Средней Азии до Западной Сибири.

Карта России Герберштейна из латинского издания «Записок о Московии», Basileae — 1549 г.

Карта России Герберштейна из латинского издания «Записок о Московии». 1549 г.

В 1562 г. англичанин Антонио Дженкинс составил карту под названием «Описание России, Московии и Тартарии», где также отметил расположение Тартарии от Средней Азии до Западной Сибири.

В испанской энциклопедии «Diccionario Geografico Universal quecomprehende» (tomoVI) о Великой Тартарии написано, что «на протяжении веков это название применялось ко всей территории внутренней Азии, населённой ордами тартаро-моголов (tartaromogolas)… На старых картах Тартарией называли северную часть Азиатского континента. Например, на португальской карте 1501–04 года Тартарией называли большую территорию, которая простирается между Исартус (Яксартус) до Оккардо (Оби), до Уральских гор. На карте Ортелиуса (1570) Тартария – это вся обширнейшая область от Катайо (Китай) до Московии (Россия)».

 Tartaria_1562

Антонио Дженкинс. Карта под названием «Описание России, Московии и Тартарии». 1562 г.

 В 1593 г. Энтони Дженкинсон издал карту под названием «Maxsimi Amplissimi Qve DUcatus chorographica descriptio», однако на этой достаточно подробной карте наименование Сибири Тартарией опущено.

В 1614 г. была выпущена карта под названием «Tabula Russiae exautographo, quod delineandum curavit Foedor filius Tzaris Borois desumta …. MDCXIIII», на которой помимо традиционной Тартарии в Западной Сибири и Средней Азии впервые европейскими картографами указана «КРЫМСКАЯ ТАРТАРИЯ».


Энтони Дженкинсон. «Maximi Amplissimi Qve DUcatus chorographica descriptio». 1593 г.

Во французской энциклопедии «Всемирная география, содержащая описания, карты и гербы основных стран мира» («La Geographie Universelle contenant Les Descriptions, les Сartes, et le Blason des principaux Pais du Monde»), изданнойв 1676 г. под редакцией королевского географа Дюваля Дабвиля, имеется большое описание земель и народов, населяющих Великую Тартарию. К статье прилагаются карты и описания особенностей государственного устройства крупнейшего государства мира, а также имеется изображение флага и герба.

 «Maximi Amplissimi Qve DUcatvs chorographica descriptio»1593 г. Энтони Дженкинсон

Флаг и герб Великой Тартарии (Emperiede  Tartarie) из Французской энциклопедии. 1676 г.

  quod delineandum curavit Foedor filius Tzaris Borois desumta …. MDCXIIII

Карта «le Grand Continent par P Du-Val Geographe ordinaire du Roy».1674 г.

 В 1674 г. была издана карта «le Grand Continent par P Du-Val Geographe ordinaire du Roy» с необычайными подробностями, показывающими, сколько на исторической арене существовало «Тартарий», которые занимали территории Западной и Восточной Сибири, Приморья и Манчжурии. Русь на карте обозначена как Московия. На карте обозначена «Tartarie Deserte», которая занимает Западную Сибирь, «Grande Tartarie» – часть Западной и всю Восточную Сибирь, «Таrtarie Septenirionale» – побережье Ледовитого Океана, вдоль Новосибирских островов, а Приморье и Манчжурия названы «Tartarie du Kin». Баренцево море и море Лаптевых на карте обозначено как «море Москвы» (Меr de Moscovie) и «море Тартарии» (Меr de Tartarie)!

Дионисий Петавиус (1583–1652) [6] в своём труде «Всемирная история» («The History of the World») так описал историю происхождения Тартарии: «ТАРТАРИЯ с древних времен известная как СКИФИЯ, по имени их первого правителя Скифа, которого сначала называли Магогус (от Магог, сын Яфета), потомки которого и заселили эту страну, называется своими обитателями монгулами Тартарией по имени реки Тартар, которая омывает её большую часть».

На голландской карте Азии «Asiae nova description» 1595 годаТартария простирается от Черного моря до Приморья. На этой карте Ледовитый океан подписан как «Mare Scithicum» – Скифское море!

Русский картограф Семён Ульянович Ремезов [7] в «Чертёжной книге Сибири» (1699–1701) [8] опубликовал подробные карты Западной и Восточной Сибири, где вся Сибирь обозначена как «Великая Тартария».

 Карта Ремезова

Одна из первых русских карт С.У. Ремезова. XVII в.

 Карту нужно смотреть справа налево. Справа изображена Великая Московия, левее, почти в центре карты, видна достаточно крупная подпись «Великая Тартария» со столицей в городе Тобольске. На «Подробной карте Тобольской, Тюменской и Пелымской земли»в левом верхнем углу у города Тобольска поставлена уникальная подпись:«Царствующий град Тобольск».

Великая Тартария имела полноценную государственную организацию – армию, государственный флаг и герб! Флаг представляет собой золотое полотнище, в центре которого находится дракон (василиск), а герб представляет собой щит с изображением совы. Средневековые европейские хронисты отмечали, что ещё со времен Аттилы сибирские, среднеазиатские, алтайские народы, а также маньчжуры и китайцы традиционно выступали в военные походы под «знамением дракона».

 11.kartatobolxskiisker

Ремезов С.У. Подробная карта Тобольской, Тюменской и Пелымской земли. XVII в.

На карте 1704 г. «Generalis-totius-imperii-Moscovitici» помимо подписи «Тартария Великая» (Таrtarie Magnum)впервые появляется топоним Сибирь (Sibеria). Вся территория Руси (Московии) и всей Сибири и Средней Азии впервые обозначенаевропейскими картографами как «Империя Московитов» (Imperium Moscoviticum), а Баренцево море названо «Море Московитов» (Маre Moscoviticum).

Generalis-totius-imperii-Moscovitici-1704

Карта «Carte-de-Tartarie». 1706 г.

На карте 1706 г., самой подробной, под названием «Carte-de-Tartarie» – карта Тартарии, появляются новые подробности. Московия названа «Moscovie Evropeane» – Европейская Московия, Крым назван «Petit Tartarie», Тюмень наименована как «Tartarie de Tumen», вся Сибирь названа «Tartarie Moscovite», Средняя Азия – «Tartarie Independente», Манчжурия–«Oriental Tartarie», Северо-Восточный Китай–«Chinoise Tartarie», и наконец, Монголия – «Occidentale Tartarie». Таким образом, получается, что исторически существовали семь Тартарий, которые охватывали огромные территории и многочисленные народы, составляющие в своей совокупности так называемую Великую Московскую Тартарию!

Великая Тартария на французской карте XVIII в., как и на всех предыдущих вышеуказанных европейских картах, охватывает колоссальные территории – от границ Московии до Чукотки на севере и от Анатолии, Синьцзяна, Северной Индии, Тибета, Манчжурии, Приморья на юге.

 Великая Тартария 18 в

Великая Тартария. Французская карта XVIII в.

 В заключении можно привести карту под названием «Атлас Российский», выпущенную в России в 1745 г. Очень хорошо видно, как потрудились к тому времени иностранные учёные на службе почившей Российской императрицы Анны Иоанновны. Что говорить о картах, когда после её смерти власть в России делили между собой два немецких клана Миниха и Бирона!

На этой карте, а также в учебниках, энциклопедиях полностью исчезли традиционные для русской и европейской картографии наименования Сибири и Азии Великой Тартарией! Все области на новой «отредактированной» карте подписаны губерниями и провинциями… Не стоит тогда возлагать всю вину на Христофора Крузе за сознательное запутывание исторических, географических и этнических понятий, которые он ввёл в свой исторический атлас. Пришла эпоха лжи и подмены понятий для политических выгод иностранцев, получивших всю полноту власти в России, и под это делались специальные заказы, как за рубежом, так и в российских научных кругах, которые, как известно, возглавляли иностранцы…

 Атлас РОССИЙСКИЙ  1745 года.

Атлас Российский. 1745 г.

 

В европейской исторической, географической и картографической науке Тартария, как объединение множества государств Азии, сохранилась до первой половины XIX в.

 

Н.В. Солнцев

2 октября 2014 г.

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЕ

[1]Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2005. С. 201.

[2]Нечволодов А.Н. Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 72–75.

[3]Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009, Т.3. С 72–76.

[4]Тартар в древнегреческой мифологии «бездна в недрах земли», куда Зевс заключил низвергнутых им титанов; царство мёртвых. Советская энциклопедия. М.,1980. С. 1318.

[5] Британская энциклопедия. Эдинбург, 1771. Т.III. С. 887.

[6]Дионисий Петавиус (1583–1652) – французский кардинал, иезуит, католический богослов и историк, родоначальник современной хронологии.

[7] Ремезов Семён Ульянович (ок. 1642 – после 1720) – русский энциклопедист Сибири, картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель. Составил три уникальных атласа: «Хорографическая книга Сибири», «Чертёжная книга Сибири» и «Служебная книга Сибири».

[8] Рукописная «Чертёжная книга Сибири» (1699–1701) – первый русский географический атлас, обобщивший результаты географических открытий XVII в. В 1695 г. С.У. Ремезов снял копии с присланных в Москву из Сибири карт и создал ряд оригинальных чертежей. В 1696–1697 гг. в Тобольске, Иркутске и других городах были составлены чертежи разных частей Сибири. Чертежи Западной Сибири и атлас сибирских рек составил сам Ремезов. В 1699–1701 гг. с тремя сыновьями он создал «Чертёжную книгу Сибири», состоявшую из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. Карты книги были сделаны без градусной сети и ориентированы не на север, а на юг. Первое издание атласа с предисловием Ремезова было издано Археографической комиссией в 1882 г. в Санкт-Петербурге.

 

top
Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.